Права потребителей в Украине производители и продавцы сегодня нарушают на каждом шагу. На полках наших магазинов зачастую можно увидеть просроченные продукты, всевозможные подделки и фальсификаты с маркировкой «100% натуральная продукция», другие суррогаты. Казалось бы, в стране действует Конституция, работают профильные законы, однако Государственная служба по вопросам безопасности пищевых продуктов и защиты потребителей не всегда справляется с потоком обращений граждан, купивших в супермаркетах некачественные продукты. О том, почему в нашей стране нет реальной защиты потребителя от небезопасных или некачественных пищевых продуктов, корреспонденту ГолосUA рассказала вице-президент Всеукраинской федерации потребителей «Пульс» Наталья Бородачева.
— Наталья Владимировна, почему в наших появилось много подделок органической продукции?
— Фальсификаций органических продуктов сегодня у нас очень много. Действительно, намного увеличилось число случаев злоупотреблений со стороны производителей и торговли, поскольку мораторий на проверки сделал свое дело (мораторий на проведение проверок всех субъектов хозяйствования контролирующими органами, – Авт.). Даже Госпотребслужба признала, что в связи с введением нового порядка потребительский рынок продовольственных товаров стал очень неблагополучным. Катастрофическое количество нарушений, рисков, опасностей для потребителей. Тем не менее, нынешний порядок проверок безопасности продуктов таков, что даже по заявлениям потребителей Госпотребслужба должна получать разрешение на проверку от регуляторного органа. То есть, они должны заранее предупредить магазин о предстоящей проверке. А регуляторный орган тесно связан с бизнесом, и получается, что они успевают подготовиться к проверке, успевают поменять что-то из продуктов, грубо говоря, успевают замести следы. Поэтому у нас очень неблагополучная ситуация с качеством продуктов, особенно на фоне того, что в сентябре следующего года истекает срок выполнения обязательств Украины по Соглашению об ассоциации «Украина – ЕС», а у нас практически ничего не сделано. В Соглашении это 20 статья, которая предполагает полную гармонизацию украинской системы по защите прав потребителей с европейской. Но вы видите, какая тут происходит гармонизация. Даже по сравнению «самих с собой» мы стали хуже. У нас намного более неблагополучным стал рынок продуктов, а украинские потребители просто не защищены.
— Это очень опасная ситуация…
— Ситуация крайне опасная. За последние 2,5 года система защиты прав потребителей в Украине, пусть она была несовершенной, неидеальной, но она была, а теперь ее нет. Ее просто нет, ее сознательно уничтожили. Мы писали очень много обращений по этому поводу в Верховную Раду, в Кабмин, в Минэкономразвития. Очень важно, что в «Стратегии-2020» Порошенко, в которой определены реформы отраслей, система защиты прав потребителей и система безопасности пищевых продуктов являются отдельными системами для реформирования. По умолчанию взяли и объединили эти системы, причем безопасность продуктов поставили впереди защиты прав потребителей, хотя это составная часть системы защиты прав потребителей. То есть, многое перевернуто все с ног на голову, никакой эффективности нет, общественность слушать наверху не хотят, и это очень печально.
— Об этом надо трубить во всеуслышание…
— Безусловно. Мы 2,5% года трубили, даже специалисты среднего звена в разных органах власти говорят, что они получают все наши обращения, но наверху их не хотят даже читать, не то, что принимать меры. Поэтому ситуация очень неблагополучная с рынком пищевых продуктов, особенно на фоне всем известной ситуации в нашем здравоохранении, инсинуаций с госбюджетом Украины – вроде денег нет-нет, а потом они находятся на что-то немаловажное, второстепенное, что могло бы и подождать.
— Поговаривают, что к новому году в магазинах будет много подделок водки. Какие рекомендации в этом отношении вы могли дать?
— Просто видя водку в бутылке, нельзя ничего о ней сказать. Единственный путь «опознания» водки — это изучение маркировки. Я бы порекомендовала, во-первых, брать водку известных брендов, а, во-вторых, сохранять на всякий случай чеки, поскольку в чеке выбита дата и время покупки. Надо сохранять чеки и, конечно, когда случается отравление, надо обращаться в соответствующие органы. Например, к нам на сайт обращаются много пострадавших от фальшивой водки людей, мы консультируем, помогаем информационно и отправляем все заявления на электронный адрес и страницу в Facebook Госпотребслужбы. Многие люди благодарят нас за рекомендации. Но сама Госпотребслужба в этом направлении, к сожалению, ничего не делает.
— Почему так получается?
— Дело в том, что теперь во главе системы защиты прав потребителей стоят ветеринары, и этим многое сказано. У них даже слова «право» нет в названии системы защиты прав потребителей — у них просто «защита потребителей». В общем, у нас очень неблагоприятная ситуация на рынке пищевых продуктов. Кроме заявлений и деклараций о том, что мы стремимся в Европу, ничего у нас не делается, мы даже отдаляемся от своих достижений, достигнутых при прежних президентах, прежних структурах власти. Мы утратили очень многое за последнее время даже по сравнению самих с собой, то, что было хорошего в системе защиты прав потребителей, у нас просто исчезло. Посмотрите, во всех документах, во всех постановлениях Кабмина идет речь о том, что власть работает вместе с бизнесом. Фактически на самом деле это выглядит как заигрывание с бизнесом.
— Власть работает заодно с бизнесом, во всем делая ему «поблажки»?
— Совершенно верно. Власть делает уступки бизнесу по причине того, что, во-первых, бизнес ближе к власти, и, во-вторых, власть делает уступки и какие-то поблажки бизнесу за счет интересов потребителей и в первую очередь за счет здоровья людей. Можно вспомнить более полусотни смертей от суррогатного алкоголя. По отношению к бизнесу решения власти последних лет фактически являются медвежьей услугой. Наши производители, наша торговля, вообще представители бизнеса должны повышать качество своей деятельности и гарантии для того, чтобы быть конкурентоспособными. Когда им делают такие уступки и поблажки, они сплошь и рядом нарушают законодательство, они не придерживаются никаких правил и стандартов — о какой конкурентоспособности в таком случае может идти речь. Это закрывает такому бизнесу путь на европейский рынок.
— На европейский рынок таких производителей вряд ли пустят…
— Безусловно. Наши люди при власти, которые принимают какие-то важные для страны и для людей решения, фактически не понимают или не хотят понимать, что рыночной экономики без потребителей и без защиты прав потребителей вообще не бывает. Им кажется, что они вот так вот будут и дальше играть с бизнесом. При этом когда-то дали нашей экономике статус рыночной. Но при этом не хотят эту рыночную экономику признавать, не хотят придерживаться никаких правил. Есть законы рынка, а у нас как законами страны, так и законами рынка просто пренебрегают, считают, что законов и правил придерживаться совсем не обязательно. В итоге у нас нет рынка и нет экономики. Это временные люди на своих местах во власти, и они ловят момент.