Валерия Шипуля
08:05 08/07/2018

Н. Бугаева: «Подростки уверены, что законы природы на них не распространяются»

В последнее время в СМИ все чаще попадаются заметки о подростках-зацеперах. Ребята занимаются экстремальными развлечениями забавы ради, но подобное все чаще заканчивается травмами или смертью ребенка. Кто может оказаться зацепером, как понять, что ребенок увлекся экстремальными развлечениями — об этом ГолосUA  расспросил кандидата психологических наук, медицинского психолога, суицидолога Наталию Бугаеву.

— Наталия, почему подростки решают заниматься экстремальными демонстративными развлечениями, вроде сэлфи на поезде? Неужели дело в «лайках»?

Причин много. С одной стороны, у детей и подростков есть определенные особенности психики, которые предрасполагают к экстремальным увлечениям и риску. Им присущи увлекаемость и азарт, их привлекает эффект новизны и восхищение сверстников. Для детей и подростков характерно экспериментирование с действительностью, им интересно играть во взрослые игры, нарушать границы дозволенного, они стремятся испытать свою силу воли и доказать окружающим, что ничего не боятся и на многое способны. При этом подросткам свойственны эмоциональная нестабильность, юношеский максимализм, крайности в решении проблем, склонность к романтизации, в том числе и к романтизации смерти. У них отсутствует понимание конечности жизни, а отсутствие опыта и неумение абстрагироваться не позволяют прогнозировать и просчитывать последствия своих действий. Немаловажную роль играет страх быть изгнанным из группы, подчинение авторитету и желание получить сильные эмоции, а также лайки. Сейчас степень популярности определяется количеством лайков в социальных сетях и числом подписчиков, поэтому желание прославиться, стать известным, играют очень большую роль.

Кто чаще всего занимается экстремальными развлечениями: дети из благополучных или неблагополучных семей?

— Нет никакой разницы ни в социальном положении детей и подростков, которые в развлечениях предпочитают экстрим, ни в их гендерной принадлежности. Следует сказать, что погибают дети и подростки чаще, чем взрослые, именно потому, что не могут спрогнозировать результат своих рискованных действий из-за отсутствия опыта и неумения анализировать ситуацию.

Нередко экстремальные развлечения выбирают дети, стремящиеся компенсировать недостаток родительской любви и заботы или для того, чтобы повысить свою самооценку, почувствовать единение с группой – товарищами по экстриму. Одни таким способом утверждают свое превосходство над сверстниками, другие стараются быть не хуже остальных, третьи пытаются доказать, что они не такие как все. На мой взгляд, очень опасным является свойственное подросткам сознание того, что они уникальны и являются исключением из правил, из-за чего обычные законы природы на них не действуют. Насмотревшись фантастических историй о сверхлюдях в боевиках и фэнтази, наработав уникальные способности в видеоиграх, впечатлительные подростки стремятся повторить их подвиги в реальности, забывая о том, что мир фантазии не имеет рамок и не подчиняется жестким физическим законам, в нем нет гравитации, плотности, массы, зато есть множественность жизней и возможность переиграть неудавшийся эпизод. Не осознавая ценности собственной жизни, подростки играют со смертью, не понимая, что финал этой игры переиграть будет уже невозможно.

— На ваш взгляд, почему именно сейчас активизировались дети с подобными развлечениями?

— Демократизация общества неизбежно привела к разнообразию проявлений интересов и возможностей для самореализации и самовыражения. Развитие информационно-коммуникационных технологий и Интернета создали условия для общения в виртуальном пространстве единомышленников – людей, объединенных общими интересами и увлечениями. В масс-медиа и творчестве всячески популяризуются экстремальные развлечения и способы жизни «на грани». Увлечения экстримом дает возможность эмоциональной разрядки и выходу накопившихся негативных эмоций. Желание объединиться с себе подобными тоже является немаловажным фактором. Экстремальный образ жизни может быть одним из способов ломки жизненных стереотипов, вариантом протеста. Благодаря Интернету, экстрим дает возможность достичь быстрой популярности, которую не нужно зарабатывать годами, проходя обучение и накапливая профессиональный опыт. Нельзя забывать и о том, что склонность к рискованному поведению является одной из форм аутодеструктивного поведения, свидетельствующего о скрытой суицидальности. К саморазрушению подростка могут толкать имеющиеся нерешенные проблемы или скука, которая, является симптомом скрытой депрессии.

— Как понять, что ребенок решил заниматься экстремальными развлечениями?

— Одежда впитывает запахи, поэтому если ребенок стал заниматься зацепингом, появится устойчивый запах железной дороги, также на одежде появятся плохо отстирывающиеся пятна и грязь. Поскольку зацеперы часто используют страховочное альпинистское снаряжение, в сумке можно найти ремни для самостраховки и карабины, вакуумные присоски для переноски стекол, прочные перчатки, маски для защиты лица от ветра и холода. Такие дети отказываются надевать яркую одежду, чтобы не привлекать внимание сотрудников железной дороги.

У руферов обычно есть связка универсальных ключей к подъездам, лом, чтобы вскрывать замки на чердаках, ведущих на крышу, навесные замки, баф, чтобы закрывать лицо от охранников и камер наблюдения.

Независимо от того, каким экстримом занимается ребенок – зацепингом, руфингом, скайуокингом, инфильтрацией или чем-либо еще, у него должна быть аппаратура для того, чтобы запечатлевать свои «подвиги» – фотоаппарат, зарядка, штатив, монопод, ведь без этого будет невозможно выкладывать фотографии и ролики в глобальную сеть. Если ребенок просит купить ему камеру Go-Pro, следует задуматься.

— Как и о чем нужно поговорить с ребенком, чтобы он не полез на поезд или мост?

— Смерть часто романтизируется подростками, поэтому разговоры о том, что, занимаясь экстремальными развлечениями, можно погибнуть, не срабатывает. В спокойной обстановке нужно объяснить, что в случае неудачного падения, ребенок может остаться инвалидом и лишиться самых элементарных возможностей – передвигаться, общаться с друзьями, полноценно жить. Именно такой подход более эффективен. Ребенку нужно объяснить, что есть благородный риск со смыслом, когда человек рискует собственной жизнью ради спасения других, а есть риск бессмысленный. Нередко ребенок занимается экстримом, потому что не находит другого способа завоевать авторитет у сверстников. Задача родителей – выявить способности и таланты ребенка и создать все условия для их развития. Часто увлечению экстримом предшествует сложная жизненная ситуация – проблемы с родителями, безответная любовь, одиночество. Экстремальное увлечение смещает центр психоэмоционального напряжения с неконтролируемой области стресса на другую область, где необходимость включения воли для преодоления страха и препятствий находятся в зоне контроля экстремала. Хочу подчеркнуть, что в момент выделения адреналина подросток испытывает сильные эмоциональные переживания и удовольствие, имеющее физическую природу.

Необходимо устанавливать доверительные отношения с ребенком, узнавать о его увлечениях и интересах, разделять их и предлагать альтернативу. При этом не следует навязывать собственные интересы и предпочтения в выборе альтернативного занятия. Если ребенок склонен к риску, наиболее правильным будет удовлетворить эту потребность, но в других условиях – например, на скалодроме, где под руководством профессионального инструктора при соблюдении правил безопасности ребенок научится выполнять сложные трюки и при этом сможет получить свою долю адреналина. Главное – уважать в своем ребенке личность и быть другом, а не неким надсмотрщиком и контролирующе карающим органом. Только доверительные отношения и искренняя вовлеченность в жизнь ребенка могут помочь родителям не утратить свой авторитет, вовремя дать совет и предоставить помощь.

— Нужно ли проверять телефон ребенка, чтобы выяснить, не связался ли он с опасной компанией, или лучше  решить проблему разговором, без вмешательства в его личную жизнь?

— В подростковом возрасте происходит эго-идентификация, когда возникают вопросы, «Кто я есть?» и «Какое место среди сверстников я способен занять?». Проверять или нет телефон, зависит от того, каков возраст ребенка. Если это младший подростковый возраст – 10-12 лет, то можно аккуратно посмотреть фотографии, сохраненные в памяти смартфона, и сайты, которые посещает ребенок. Обычно те, кто занимаются каким-либо экстримом, обязательно посещают сайты соответствующей направленности. В 13-15 лет попытка проконтролировать ситуацию, может натолкнуться на выраженный протест со стороны ребенка, а в 16-18 лет – привести к серьезному конфликту и полной утрате доверия. Лучше всего решать любые проблемы, обсуждая и договариваясь. Если авторитет родителей утерян, необходимо найти среди окружения ребенка авторитетного взрослого, который сможет поговорить с ним. Также можно под предлогом решения какой-либо волнующей ребенка проблемы предложить ему посетить психолога. Опытный специалист, кроме решения обозначенной проблемы, установит правильный психологический контакт с ребенком, выяснит причины тяги к экстриму и окажет необходимую помощь и поддержку не только ребенку, но и родителям.

— Может ли учитель заметить, что в классе появились юные экстремалы?

— Ученики, увлекающиеся экстримом, могут пропускать занятия, приходить не выспавшимися, со ссадинами и синяками, от них может пахнуть железной дорогой, одежда может быть испачкана или порвана. Я бы рекомендовала проводить просветительскую работу среди учеников школ, приглашать опытных тренеров и спортсменов, которые бы рассказывали о том, что при зацепинге несчастные случаи происходят по причине падения с поезда во время движения под колеса идущего состава, из-за столкновения с порталами тоннелей, мостами и светофорными столбами, из-за удара электрическим током на крыше поезда или прикосновения к контактному рельсу в метро. Причиной несчастных случаев могут послужить плохие страховочные крепления и неблагоприятные погодные условия. Для руферов опасность представляет аварийное состояние крыш, поломанные перила или слабо закрепленные пожарные лестницы, наличие антенн, тросов и проводов, зимнее обледенение крыш и сильный ветер. Отсутствие физической подготовки, неподходящая скользкая обувь, потеря равновесия также могут привести к трагедии.

Необходимо доносить детям информацию о том, что существуют экстремальные виды спорта, где большое внимание уделяется физической и психологической подготовке. При занятиях на скалодроме, картингах, в парашютном спорте уровень безопасности обеспечивается на высоком уровне, а выброс адреналина остается прежним. В экстремальном спорте тоже есть свои правила и лидеры и он является достойной альтернативой для самовыражения, в противовес неоправданному геройству и бессмысленному риску.

Читайте также по теме