Современные подростки, кажется, становятся взрослыми гораздо раньше. Но вместо ответственности, которая приходит с возрастом, они познают другие «прелести» жизни: алкоголь, наркотики и беспорядочные половые связи. Также дети стали жестокими – они могут нападать компаниями на взрослых людей, насиловать и убивать. В чем причина такой агрессии и жестокости? Об этом ГолосUA рассказала кандидат психологических наук, президент Международной ассоциации экспертов медиапространства Наталия Бугаева.
— Кажется, что современные подростки гораздо быстрее растут и развиваются, чем раньше… Так ли это?
— Акселерация – следствие естественных эволюционных процессов, оказавших влияние на появление качественных психофизиологических, психологических и личностных изменений у современных детей и подростков. По мнению ученых, на физическое и психическое развитие влияют такие факторы, как изменение качества атмосферного воздуха и питьевой воды, изменение рациона питания, а также активная урбанизация и миграция населения. Я бы к этому добавила усиление нагрузки на психику в связи с развитием информационно-коммуникационных технологий, приводящих к увеличению объема информации, которую необходимо обрабатывать человеческому мозгу, а также коммуникационную доступность, благодаря развитию цифровой связи и распространению гаджетов. Дети осваивают сложную цифровую технику очень рано, что сказывается на скорости мышления и развитии коммуникативных навыков.
Существенным, на мой взгляд, является увеличение переходного периода от детства к взрослой жизни. Современная молодежь менее активна в социальной жизни и старается как можно меньше брать на себя ответственность. Юноши и девушки предпочитают вступать в брак и заводить детей значительно позже, чем предыдущие поколения, однако половую жизнь начинают значительно раньше. Растет разрыв между физической и психологической зрелостью. При этом информационная информированность очень высока.
— В СМИ часто пишут о беспрецедентной жестокости подростков – они убивают, насилуют, воруют… С чем это связано?
— Если рассматривать подростковую агрессивность, то следует учитывать три основных фактора ее происхождения: биологический, психологический и социальный. Биологический фактор включает: наследственность, наличие эндокринных и неврологических и гормональных нарушений, перенесенных инфекционных заболеваний и черепно-мозговых травм. Например, избыток тестостерона повышает уровень агрессивности, блокируя при этом эмоции сострадания и сопереживания.
Период гормонального созревания достаточно сложный. Возрастной кризис оказывает влияние на психику подростков. Например, эмоциональная стабильность подростков зависит от уровня зрелости коры головного мозга. Причиной агрессивного поведения могут стать повышенная раздражительность, импульсивность, эмоциональная неустойчивость, мнительность, тревожность, неадекватная самооценка, эгоцентризм. Психологическая незрелость может приводить к поиску психологической разрядки с помощью употребления психоактивных веществ или агрессивного поведения. Социальные причины агрессии обусловлены неправильным воспитанием, социальным неблагополучием, насилием в семье, асоциальным кругом общения, подчинением агрессивным авторитетам, аддиктивным, девиантным или делинквентным поведением.
— В чем, соответственно, ответственность родителей за жестокость своих детей? Как не вырастить жестокого ребенка?
— Некоторые родители не справляются со своими детьми и предпочитают ограничиться удовлетворением базовых потребностей детей, откупаясь от них подарками и дополнительными суммами на карманные расходы. Родителям детей с агрессивным поведением следует помнить, что в соответствии с Гражданским и Уголовным кодексами, а также Кодексом Украины об административных правонарушениях, ответственность за ребенка до 14 лет несут родители.
В период взросления идет формирование личности. Дети импульсивны и эмоциональны, с легкостью поддаются чужому влиянию, копируют модели поведения тех, кого считают авторитетами. Если родители не участвуют в жизни своих детей, если весь круг их взаимоотношений ограничивается вопросами о том, сыт ли ребенок, хорошо ли спал и какие оценки получил в школе, если родители не проводят досуг со своими детьми, организуя отдых с учетом интересов всех членов семьи, в том числе и детей, а предпочитают отдыхать от детей, не удивительно, что со временем дистанция непонимания между членами семьи будет увеличиваться. А ведь именно родителям нужно быть рядом с ребенком, чтобы поддержать его, вовремя направить по верному пути, дать разумный совет, поделиться своим опытом, объяснить, успокоить и утешить в случае неудачи. Если в семье выстроены правильные приоритеты, если ребенка не запугивают, но и не делают из него культ, если между близкими людьми есть взаимопонимание и любовь, ребенок не вырастет агрессивным и жестоким.
— Родители единодушно винят телевизор и компьютерные игры в излишней жестокости подростков… Так ли это?
— Информация о нарушении общепринятых норм в обществе, насилии, убийствах, может восприниматься подростками как норма и оптимальный вариант разрешения ситуации. Это приводит к усвоению детьми и подростками агрессивных моделей поведения.
Агрессивные компьютерные игры, могут способствовать усилению агрессии, поскольку в виртуальном мире отсутствуют общественные и правовые законы, действующие в реальности, снимаются моральные ограничения и запреты, детабуируются разрушение, насилие и убийство. Однако следует помнить, что нередко причиной агрессивного поведения является семейная среда, где ребенок сам становится жертвой насилия или сталкивается с насилием, проявляемым кем-либо из членов семьи по отношению к другим. При этом речь идет не только о физическом, но и психологическом насилии. Повышенные требования к ребенку, наказания в виде лишения отдыха, запрет на проявление эмоций и чувств, также могут провоцировать агрессию за пределами дома.
Содержание домашних животных развивает в ребенке ответственность и заботу, сочувствие и доброту. Когда родители запрещают детям заводить домашних питомцев, они часто не осознают, что совершают большую ошибку в воспитании.
— Куда направить желание «крушить» своего ребенка? Как смягчить его характер?
— Есть много способов направить чрезмерную активность ребенка в мирное русло, отдав его в спортивную секцию или какой-либо кружок, занятия в котором предполагают физическую активность. Это не только даст возможность с пользой потратить энергию, но и дисциплинирует ребенка, а хороший тренер или ведущий кружка научит его владеть собой, добиваться поставленной цели, уметь работать в команде, проявлять волю, быть сдержанным и терпимым. Также родители могут самостоятельно организовать досуг ребенка – это и активный отдых всех членов семьи, игры на природе, совместные прогулки, экскурсии, походы.
— Как повлиять на ребенка и при этом не обидеть его и не заставить замкнуться?
— Ребенок должен знать круг своих обязанностей и время, которое выделяется для них. При этом если родители поставили определенное условие, в случае невыполнения договоренности ребенком, необходимо следовать своему слову и применить наказание. Это и дисциплинирует ребенка, не позволив, в следующий раз проигнорировать свое обещание и покажет, что родителей обмануть не получится, сыграв на их жалости или слабости.
Воспитывая ребенка, нужно учить его сопереживать и сочувствовать другому. Позитивный эффект не достигается за один день. Если в семье безразличное отношение к другим является нормой, если взрослые говорят об одном, и при этом поступают совершенно иначе, ребенок будет считать такое поведение вполне приемлемым. Помимо наказаний должна быть и система поощрений, чтобы не создавался дисбаланс в воспитании, и у ребенка не снижалась мотивация следовать правилам.
Если ребенок не научился придерживаться правил поведения в своей семье, он будет их нарушать и за пределами семьи. Наказания всегда должны быть обоснованными, при этом проявление жестокости по отношению к ребенку недопустимо. Ребенка нельзя бить, обзывать, запугивать, отвергать – это только усугубит ситуацию. Необходимо разделять личность и поступки ребенка – это позволит избежать навешивания «ярлыков».
Не допускайте вседозволенности. Нужно учить ребенка с детства быть ответственным за свои поступки и понимать, что другие тоже чувствуют боль, обиду, разочарование, страх. Ребенок должен осознавать и соблюдать границы в общении и понимать, что его свобода заканчивается там, где начинается личное пространство другого.
— Наконец, еще один аспект раннего «взросления» детей – сексуальное развитие не по годам… С чем это связано и как можно этого избежать со своим ребенком?
— Благодаря развитию Интернета вопросы полового воспитания приобрели доступность и стихийность одновременно. Если в семье вопросы секса табуируются или, напротив, демонстративно выставляются, это будет негативно сказываться на сексуальном развитии ребенка.
Правильное половое воспитание ребенка поможет избежать информационного вакуума в вопросах секса, который будет неизбежно заполнен стихийными сведениями из интернета и рассказами друзей. В результате, полученная информация может быть искаженной, далекой от реальности и даже опасной.
При обсуждении с детьми вопросов секса следует сохранять спокойствие и естественность поведения, проявлять готовность исчерпывающе ответить на все вопросы, задаваемые ребенком и объяснить ему все без излишней неловкости и стыда. Также это позволит избежать необоснованно повышенного интереса у ребенка к сексу и даст возможность получить ребенку правильную информацию в необходимом объеме, с учетом его возраста. Если у ребенка будут возможности для позитивной самореализации и саморазвития, если в процессе воспитания у него сформированы разносторонние интересы, ребенок не будет проявлять гипертрофированный интерес к вопросам секса. Во всем необходим взвешенный подход и разумная мера.