Н. Диденко: «Коммунальщики нередко игнорируют предупреждения синоптиков»

Осень 2013 года поражает нас разными климатическими аномалиями. То страшный холод в сентябре, то грозы с громом и молнией в ноябре. Да и в течение всего года мы не уставали удивляться: чего только стоила неслыханная снежная буря, завалившая киевлян громадными сугробами в конце марта! О причинах столь частых природных катаклизмов, а также о том, как отличить по прогнозу приближающийся небольшой дождик от бури корреспондент ГолосUA расспросил главного синоптика портала Opogode.ua Наталью Диденко.
-Наталья, в этом году погода установила множество климатических рекордов. Означает ли это, что климат меняется в сторону потепления?
-Действительно, нынешняя осень «подарила» нам несколько интересных климатических фактов. В Киеве 28, 29 октября и 6 ноября максимальная температура превысила исторический максимум. Но делать на основании этого выводы о потеплении климата я бы не спешила. Ведь климатические рекорды наблюдаются практически каждый год.
На то они и рекорды, чтобы еще раз подчеркнуть климатическую норму. Превышение климатических норм происходит ежегодно и ежесезонно. В климатологии существуют определенные периоды, когда, например, несколько зим подряд теплее, чем обычно. Но постоянный климат и колебания погодных периодов — вещи разного климатического толка.
-Когда, в таком случае, позволительно говорить об изменении климата?
-Дело в том, что синоптическая наука сейчас только развивается, и мы не имеем достаточно научных данных, чтобы говорить об изменении климата. Регулярные метеонаблюдения начались только в конце XIX века. Чтобы делать глобальные выводы, нужны столетия.
-С вашей точки зрения, почему именно на 2013 год пришлось так много погодных аномалий?
-Сложно сказать. Грозы – это очень редкое явление в ноябре, но они все же в этот период бывают. Гроза во Львове, например, была и в 1983 году, 19 января. Это происходит, когда задерживается теплый воздух, и это явление соединяется с атмосферным фронтом.
-А мартовский снегопад?
-Да, этот снег запомнился, ведь как раз 23 марта празднуется Международный день метеоролога (смеется). Я это очень хорошо запомнила. Для Киева тогда норма осадков была превышена более, чем за столетний период наблюдений. Но в историческом контексте климатических наблюдений это – песчинка. Прогнозы на сутки и на трое суток сейчас очень точные. Прогнозы на неделю, месяц, и, очевидно, на сезон, год – это больше дело ученых. Я могу ответить только на вопрос о том, будет ли зима. Да, будет — с морозами и оттепелями! В то же время, если говорить о таких опасных климатических явлениях, как мартовский снегопад в Киеве, я считаю: коммунальные службы должны быть очень внимательны к ежедневным прогнозам синоптиков. Как правило, резкую смену погоды все же предсказывают. В случае возможных сильных осадков, мы об этом предупреждаем.
-И коммунальщики прислушиваются?
-Очень сложно предугадать масштабы проблем, эти миллиметры осадков или сантиметры скорости ветра. Однако то, что на определенной территории произойдет какое-то стихийное гидрометеорологическое явление – к этому они должны быть готовы. Но, к сожалению, на наши прогнозы часто не обращают внимания. Хоть коммунальные службы всегда, на всех уровнях получают предупреждения, от Гидрометцентра и до любых консультаций. При этом синоптики иногда даже перестраховываются, а СМИ, к сожалению, нередко злоупотребляют такими словами как «шторм» или «штормовое предупреждение». В штормовое предупреждение обычно включено и объяснение, что будет происходить: сильный дождь, гроза, большой снегопад и так далее. Но после этого же надо сразу действовать…
-Интересно, что подразумевает само понятие штормового предупреждения? За рубежом есть градация опасности – зеленый, оранжевый, красный уровни. Есть ли такая градация в Украине?
-Нет, пока такая шкала у нас не разработана. К сожалению, это зависит не от синоптиков, а от бюрократических служб, которые должны все это разработать. Для каждого метеорологического явления существует своя градация, по которой оно может иметь какие-то опасные последствия. Но и обычная гроза может быть сама по себе опасна, если молния попадет в столб, под которым стоит человек, и он погибнет. А в наших штормовых предупреждениях опасность начинается при скорости ветра от 15 м/с и осадках выше 15 мм, этот порог есть у любого метеорологического явления.
-А нужна такая шкала, с вашей точки зрения?
-Думаю, для оповещения населения такая шкала нужна, чтобы люди понимали опасность того или иного природного явления.
-Расскажите, какой зимы нам ждать в этом году? Могут ли синоптики делать подобные, столь долгосрочные прогнозы?
-Сейчас существует много методов прогнозирования погоды на длительные периоды. Людей очень интересует: какой будет зима, лето, что будет на Новый год… Но наиболее достоверны прогнозы погоды на сутки, ведь их оправдываемость достигает 95%, или, по крайней мере, на 2-3 суток. Достаточно неплохие результаты на 5-7 суток, они отображают тенденции. Прогнозы на более длительный период уже ухудшают статистику оправдываемости, хотя очень многие ученые и целые институты работают над ними. Такое сравнение: врачи не могут пока полностью изучить человеческий организм и природу инфекций, поэтому некоторые болезни, к сожалению, остаются неизлечимыми. Что же тогда говорить об изучении такого космического “организма” как атмосфера? О ближайшей зиме могу лишь сказать: она — будет. А с ней — снегопады, метели, морозы и оттепели, как это бывает каждую зиму.

Читайте также по теме