В связи с событиями в Крыму, у студентов появилась возможность перевестись из крымского вуза в альтернативный на материковой Украине. Сколько учащихся пожелало воспользоваться предложенной возможностью, как это можно сделать и почему студентам придется потерпеть, в интервью ГолосUA рассказал заместитель Департамента высшего образования Министерства образования и науки Николай Фоменко.
— Николай Николаевич, сколько студентов с Крыма уже перевелось в вузы на материковую Украину?
– По состоянию на сегодняшний день из крымских вузов переведено 1415 студентов. Из них на дневную форму обучения переведено 1059 человек, на бюджет — 816, на коммерческую – 229.
На заочную форму обучения переведены 356 студентов. Соответственно, на бюджетной основе учатся 25 человек, на коммерческой – 331. Итак, 126 университетов приняли студентов с Крыма. Из них 27 учебных заведений I-II уровня аккредитации, и 99 — III и IV уровня.
— А если кто-то из студентов не успел перевестись, есть ли у них ещё шанс?
– Мы предполагаем, что процесс перевода будет продолжаться до сентября этого года. Ведь при переводе в учебное заведение другого города возникает вопрос жилья. А сейчас общежития заняты, поскольку в вузах — период сессий. Тем более, много студентов в раздумьях и никак не решатся, что им делать.
– Если вдруг возникает ситуация, когда в вузе, куда переводится студент, отсутствуют бюджетные места. Как решается этот вопрос?
– Мы прогнозировано подсчитали, сколько нужно будет дополнительных денег, если переводить студентов на «бюджет». Пока ориентируем вузы максимально использовать вакантные места на других направлениях подготовки или специальностях. Если, например, студент переводится на специальность «Финансы и кредит», а места на этой специальности нет, но при этом освободилось место на специальности «Маркетинг», то мы разрешили вузам, даже не согласовывая с Министерством образования и науки, проводить такой перевод.
А относительно ситуации, о которой вы говорите, таких фактов у нас нет. В сложившихся обстоятельствах, как никогда, ректоры вузов проявляют чрезвычайную ответственность. У нас работает консультативный телефон. Фактически, он функционирует с начала развития событий в Крыму.
– И с чем обращались студенты чаще всего?
– Ой, звонили часто. Мы все фиксируем в специальном журнале. К тому же на телефоне постоянно дежурит ответственный и проконсультирован работник Департамента высшего образования МОН. Все нестандартные ситуации сразу же докладываются директору Департамента высшего образования.
Вначале звонили чаще, потому что паниковали, волновались. У нас ни один звонок не остается вне внимания. Иногда звонят, потому что нуждаются в консультации. Бывают случаи, когда ответить на вопрос сразу не можем, но говорим, куда надо обратиться и кто поможет в определенной ситуации.
Бывали, правда, анонимные звонки, когда говорили, что кто-то требует взятку, но при этом не называлась фамилия преподавателя, специальность. В таких случаях провести проверку очень сложно. Но таких звонков было очень мало.
Случалось также, когда звонили пожаловаться или высказать свою злобу, недовольство и даже обиженность. Особенно это наблюдалось, когда в Крыму заострилась ситуация. Тогда были звонки с заявлениями : «Вы нас покинули, вы нами не занимаетесь». Это крик души.
— А сейчас звонят?
— Да, конечно.
— Возвращаясь к вопросу Крыма. Когда у студентов есть возможность перевестись в другой вуз, то какая судьба крымских учебных заведений?
— В Крыму действительно много учебных заведений, особенно много отделенных структурных подразделений базовых учебных заведений, которые размещены на материковой части Украины. Знаю абсолютно точно, что россияне по природе своих учебных заведений, своей учебной сети, решили создать на территории Крыма один федеральный университет. Но в РФ есть законодательная норма, согласно которой федеральный университет создается в случае наличия в нем не менее 30 тыс обучающихся студентов. А в Крыму столько не оказалось. На полуострове обучалось много студентов с Донецкой, Луганской, Харьковской областей. Прогнозируется, что в этих областях прилив абитуриентов в новом учебном году будет ниже. Сейчас крымским студентам много обещают. Но абсолютно очевидно, что наши студенты если и поедут учиться в Россию, то не в московские и питерские вузы, а в более приземленные.
— А наблюдалось ли злоупотребление ситуацией? Не фиксировались ли попытки студентов из других областей поменять вуз, пользуясь случаем и ситуацией?
– Знаете, как говорят: «Для кого война, а для кого мать родная». Да, сейчас студентам можно выиграть. Вот вам ситуация, когда студент поступил в маломощный вуз, пройдя не такой сложный конкурс, как в других влиятельных и успешных вузах страны, а сейчас он может всплыть в ведущем учебном заведении Украины. Поэтому, нюансы такого перевода, конечно есть. Но с личного наблюдения отмечу, в наших людей есть Бог в душе. Пока злоупотреблений не наблюдалось.
— Мы все говорим о студентах… А как себя повели вузы, которые теряют своих студентов?
– Ректоры крымских учебных заведений себя проявили по-разному. Были такие, которые не возражали переводу студента и без проблем представляли ему необходимые документы. Были случаи, когда ректоры вузов не подписывали заявления студентов о переводе, не давали документы. Случалось даже, что в деканатах некоторых учебных заведений не выдавали академическую справку и оказывали откровенное сопротивление.
– А чем вызвано такое поведение?
– Вначале нашей беседы я назвал цифру 1415. То есть, именно сколько студентов уже перевелось в вузы материковой Украины. Следовательно, именно столько уже потеряли вузы Крыма. А для них это создает существенные проблемы. Ведь за студентами стоят преподаватели. А с уменьшением количества студентов уменьшается и число преподавателей в вузе.
— Скажите, пожалуйста, а когда решится вопрос со стипендиями? Студенты жалуются, что с момента перевода в другой вуз они до сих пор не получили стипендии. Утверждают, что пока им их не обещают.
— Этот вопрос обязательно урегулируется. Сложность в том, что календарная смета на стипендии уже посчитана. Чтобы как-то помочь студентам, которые перевелись, мы советовали ректорам вузов вместо стипендий провести выплаты в виде премий, если не получается выплатить стипендию. Таким образом, это была бы хоть какая-то материальная помощь. Тем более, в каждом заведении есть внебюджетные деньги, из которых можно ее выплатить. С начала учебного года этот вопрос будет урегулирован. Конечно, не все сразу возможно учесть в такой ситуации, но постепенно все решится. Процесс переведения – тяжелый процесс.
— Сейчас неспокойная ситуация в Донецкой и Луганской областях. Не поступали ли заявления от студентов из Донбасса для перевода в другие вузы, по примеру событий в Крыму?
— Несколько звонков было. В частности, со Славянска. Но пока массовых заявлений нет. Именно сейчас многое зависит от ректоров учебных заведений. Пришло то время, когда они должны принимать мудрые решения. Уверен, они справятся. То, что происходит в Украине, испытание для всех страны.
— Как, по Вашему мнению, события в стране отразятся на вступительной кампании 2014 года?
– Крым – рана, которая будет долго заживать. Что будет дальше, посмотрим. А относительно вступительной кампании, она будет для нас очень сложной и непрогнозированной. Сейчас многие обсуждают тендеры, госзаказы. Но о таких вещах говорят люди, которые понятия не имеют, что такое образование. Ведь в первую очередь мы говорим о людях. Четко и точно посчитать госзаказ невозможно, это глупость. Ведь нельзя все спрогнозировать. Случаи бывают разные. Тем более, опыт показывает: если начинаются трудности в экономике страны, то экономить начинают сразу на двух сферах – медицине (« Не долечили – сам долечишься») и образовании («Не доучили – сам доучишься»). Думаю, мы сможем пережить все трудности.