На подписи в Кабмине лежит утвержденный проект очередного нововведения – регистрации абсолютно всех SIM-карт по паспорту. Начало процедуры анонсируют с января 2016 года, дадут нам с вами на все 6 месяцев. Кто не успеет – будет отключен от сети. О нюансах предстоящей процедуры, зачем ее внедрили и чем она чревата в интервью корреспонденту ГолосUA рассказал эксперт в сфере мобильного маркетинга, директор агентства Lead9 Назар Гриник.
— Регистрация SIM-карт по паспортам анонсирована как мероприятие, препятствующее распространению терроризма в стране. Насколько это поможет в решении данного вопроса?
— Поскольку принудительная регистрация SIM-карт будет распространяться на всех абонентов Украины, а не только в опасных регионах, то, по-моему, это создаст больше проблем, чем пользы в решении вопросов терроризма. Ведь террорист, скорее всего, финансируется некой преступной организацией, потому у него есть достаточно финансов для того чтобы купить себе SIM-карту на черном рынке или за границей. Или же он может использовать другие каналы – тот же Интернет, Wiber и другие ресурсы для связи. Также он может украсть или отобрать у кого-то SIM-карту. То есть, отсутствие или регистрация SIM-карты не заставит террориста отказаться от своих намерений.
Конечно, многие преступники используют мобильную связь для всевозможных неправомерных действий, в том числе мошенничества, терроризма. Но мобильная связь не является основным инструментом для осуществления преступлений.
— Будет ли нововведение способствовать развитию черного рынка по продаже карт?
— В Мексике и в 37 африканских странах действовала или действует до сих пор регистрация SIM-карт – это, кстати, пример, на кого мы равняемся… Африканские государства известны, прежде всего, своими авторитарными режимами и низким уровнем жизни, их правительство хочет всех и вся контролировать. И в этих странах были случаи, когда образовывался черный рынок – ввозили из Колумбии и других государств телефонные карточки. И те, кому они были необходимы, приобретали их.
— Есть ли риск возникновения черного рынка в нашей стране? По картам российского или белорусского оператора в Украине звонить дорого…
— Черный рынок не создается для обычных граждан. А вот мошенники и террористы, те, кому такие карточки действительно необходимы, они не скупятся на связь, для них это мелочи. Килограмм хорошей взрывчатки стоит сотни тысяч долларов, потому вопрос SIM-карт и тарифов для таких людей вообще не стоит.
— Не будут ли спецслужбы использовать базы данных против простых граждан Украины, преследовать их?
— Кому интересны простые граждане? Я не верю в то, что наша страна все 50 миллионов карточек может слушать, контролировать. У нас даже ресурсов для этого нет. Если нужно контролировать и слушать группы каких-то конкретных людей, СБУ могут делать это и без регистрации – было немало инцидентов, когда всплывали записи переговоров. А простых граждан это вряд ли коснется, ну разве что эти базы могут продавать коммерческим организациям с целью рекламы.
— Кому выгодно вводить сейчас этот закон?
— Мне сложно сказать, поскольку я не являюсь инициатором этого новшества. Это была идея Кабмина, а конкретно Вячеслава Кириленко (экс-вице-премьер по гуманитарным вопросам – ред.). Возможно, она исходила от старых кадров СБУ или МВД – вероятно они понимают и видят решение
проблемы терроризма именно так, но мне кажется, что подобное действие нерационально. Внедрение регистрации объясняют в рамках борьбы с терроризмом, но это очень слабый аргумент, который не выдерживает никакой критики.
Подобные эксперименты уже проводили в других странах, в том числе в Мексике – их даже в чем-то можно приравнять к нам по ментальности. У них в течение трех лет действовал этот закон. Но после от него отказались, поскольку он не принес никаких результатов. Мексиканцы хотели с помощью регистрации SIM-карт снизить уровень преступности, но так совпало, что в течение этого периода количество преступлений только возросло. То есть, SIM-карты абсолютно не поспособствовали улучшению криминогенной обстановки. Также критично отношусь к введению регистрации и в нашей стране.
— Каким образом будет проходить процедура регистрации? Нужно будет с паспортом в руках идти и регистрироваться в определенных пунктах или можно будет сделать это он-лайн?
— Процедура должна быть разработана самими мобильными операторами, пока что они этого не сделали. Им всем необходимо собраться, обговорить все, решить. Я знаю изнутри работу мобильных операторов, такие процедуры занимают слишком много времени. К тому же те дела, которые не являются для них приоритетными, откладываются в долгий ящик. Потому я не верю в шесть месяцев, не верю и в то, что эта процедура на данном этапе вообще реальна.