Безудержный рост коммунальных тарифов в Украине власть почему-то «не в силах» остановить. Ради транша от международных кредиторов наверняка будут повышать цену на газ для нашего несчастного, бедного населения. И это потянет за собой повышение и так заоблачно завышенных тарифов на «коммуналку». Украину уже язык не поворачивается называть социальным государством. Людей у нас рассматривают только как источник доходов для бюджета, и никто из власть предержащих не учитывает тот факт, что людям надо помогать. Об антисоциальной политике нынешнего правительства в интервью корреспонденту ГолосUA рассказал глава правления Общественного комитета защиты прав человека Николай Козырев.
— Николай, что принципиально нового содержит новый закон о ЖКХ?
— В этом законе нет ничего нового. Этот закон ничего не реформирует, поскольку, прежде всего, должно быть реформировано само коммунальное хозяйство, а закон должен обеспечивать управление этим хозяйством. Нам говорят, вы, как собственник квартиры, не понимаете своего собственного счастья. И, как собственники, берите и управляйте теперь сами.
— Новый закон о ЖКХ имеет антисоциальную подоплеку. Будут повышаться тарифы и дальше?
— Уже заявлен очередной «замах» на повышение тарифов на воду. Заявили, что тарифы на холодную воду будут повышены чуть ли не на 50% — и в этом году, и в следующем. Суть антисоциальной политики заключается в том, что люди рассматриваются как источники доходов для бюджета и, соответственно, для государственных служащих. А никто не учитывает факт того, что людям еще надо помогать. Люди нуждаются в чем-то, у них есть дети, старикам надо помогать. Людям надо обеспечить им нормальные условия жизни, нормальную зарплату и нормальную пенсию. А министр социальной политики Рева на вопрос о причинах такого большого дефицита Пенсионного фонда сказал: «Понимаете, у нас очень много людей старой закалки, пенсионеров, которые доживают до 80-85 лет, и мы вынуждены их содержать».
-Это просто циничное заявление…
-Да. Это настолько цинично, что даже сами журналисты удивились. В этих словах обнажилась вся философия этой антисоциальной политики. Замминистра здравоохранения говорит, что у нас не хватает денег на лечение раковых больных и, вообще, лечить их нет смысла, потому что они все равно помирают. При этом в Украине только 20% от необходимого заявлено финансирования на эти цели – на лечение онкобольных за границей, на препараты, на помощь людям в безнадежных случаях и т.д. Вот она вся политика.
-В коммунальной сфере то же самое…
— В коммунальной сфере антисоциальная политика проявляется в том, что мы имеем технократическое правительство, которое имеет технократический подход и технократическую философию, где человек – средство, а не цель. Когда-то в советское время были распространены лозунги: «Наша цель – коммунизм». Когда-то к 1 Мая мы на заводе меняли лозунги, и я дал лозунг: «Наша цель – человек коммунистического общества». И что вы думаете, этот лозунг провисел ровно неделю, парторг пришел и сказал, что написано неправильно. И сняли этот лозунг. Слово «человек» не понравилось. Так вот и сейчас человек не подходит.
-Человек и сейчас является средством, а не целью…
— Безусловно. Коммунальная сфера – это среда, где люди живут и где нужно людям обеспечить необходимые условия для того, чтобы жизнь была нормальной. Вся тарифная политика направлена на то, чтобы обеспечить благополучие тех организаций, в которых сидят чиновники. Кстати, каждый начальник ЖЭКа, который приходил в рваных штанах, условно говоря, заканчивал должность на «Мерседесе». Как ни странно, хотя всегда плакали, что не хватает средств, чтобы обеспечить того же электрика и сантехника, чтобы они нормально обслуживали квартиры. Вся эта тарифная политика как раз была направлена и сейчас она такая, чтобы обеспечить рентабельность предприятий и благополучия чиновников за счет наших с вами семейных бюджетов.
-Украина уже не может называться социальным государством?
— Практически нет. Хотя в законе о местном самоуправлении, в седьмой или восьмой статье, записано, что тарифы должны повышаться вслед за повышением доходов населения. Допустим, зарплата и пенсия повысилась, тогда можно повышать и тарифы. Вот это — пример социальной политики. Но этот важнейший принцип никогда у нас не соблюдался.
У нас без конца берут кредиты, которые надо отдавать. А МВФ требует, чтобы повышали цену на газ для населения. Бюджет у нас наполняется за счет новой стоимости, которая создается экономикой, которая с этим не справляется. Бюджет наполняется за счет налогов на труд и за счет вот таких тарифов, которыми обкладывают людей.
— В чем, на ваш взгляд, новый закон о ЖКХ нарушает права потребителя?
— Если смотреть на новый закон о ЖКХ с точки зрения прав потребителей, то существует угроза нашим правам, с точки зрения реализации этого закона. Ключевой момент в том, что получение украинскими потребителями воды и тепла не является услугой. Это продажа товара в виде воды и тепла. Важное концептуальное положение касательно закона о ЖКХ заключается в том, что всем нам говорят, что мы получаем воду и тепло и это является услугой. Однако это никакая не услуга, а продажа товара в виде воды и тепла, которая определяется в соответствующих единицах. Это торговая деятельность – мы покупаем товары в виде воды и тепла. Но когда торговая деятельность маскируется под услугу, то скрываются многие вещи, которые нам не нужны. Мы оплачиваем то, о чем мы не знаем, и не понимаем, куда идут эти деньги.