Н. Макаркина: «Страховщики используют понятие «форс-мажор» после введения чрезвычайного положения»

Те, кто пользовался услугами страховых компаний, знают: в договорах оговаривается ситуации, подпадающие под определение «форс-мажор». Оно включает стихийные бедствия, политические катаклизмы и другие непредсказуемые моменты нашего бытия. Похоже, что страна уже на пороге подобных обстоятельств. О том, поспешили ли украинцы обратиться к страховщикам, а также — на что могут рассчитывать люди, чьи жизнь и имущество оказались в опасности, корреспондент ГолосUA расспросила эксперта по вопросам страхования Наталью Макаркину.

— Наталья, стали ли украинцы больше страховаться сейчас?

— Я бы не сказала, что люди стали обращаться чаще. Январь — традиционный период затишья, от сезона к сезону. Бывает — больше, бывает — меньше клиентов. Сейчас говорить, что люди начали массово приходить к нам «с улицы» нельзя, такого нет. В основном, работаем по пролонгации договоров со своими постоянными клиентами.

Нельзя и утверждать, что люди быстро и охотно разбирают страховки, потому что просто — нет денег. В связи со сложившейся ситуацией все клиенты жалуются на плохое материальное положение. У многих просто нет возможности заработать деньги, чтобы потом внести их в качестве страховки. Количество договоров упало ниже обычного, можно даже сказать, что практически никого нет. А те, кто должны были продлить договора, по каким-либо причинам это задерживают, очень тяжело расстаться с деньгами сейчас людям. Хотя никто и не говорит о том, что страховаться не надо.

— Каких видов страхования это касается в первую очередь?

— Автострахования. В отношении же страхования жилья можно сказать, что это — вообще редкая страховка. Люди только-только начали страховать свои квартиры, процент таких договоров очень низок. В частности, в моей работе это один-два договора в месяц, на страхование имущества. Все остальное составляет автомобильное страхование.

— По поводу обращений за получением страховки — есть ли в связи с последними событиями какие-то изменения в этом?

— Нет, все стандартно, количество обращающихся не увеличилось. Обращаются, в основном, по поводу ДТП. По крайней мере, я не сталкивалась с обращениями по поводу повреждения машин из-за боевых действий. Возможно, многие из них не застрахованы. Я лично не получала звонков по поводу того, что пострадали машины в каких-то ситуациях, кроме банальных ДТП.

— А страховые договоры подобную страховку вообще предусматривают?

— Да, в каждом договоре есть такое понятие — «форс-мажор». Но пока повреждение имущества, возможно, расценивается, как хулиганство. Для того, чтобы ввести понятие «форс-мажор» и, например, отказать клиентам в выплате, должно быть объявлено чрезвычайное положение в стране. В таких условиях и банки, и все финансовые учреждения, и страховые компании не смогут выполнять свои обязательства перед клиентами, если их имущество пострадает вследствие форс-мажора. Но чрезвычайное положение должно быть официально объявлено, так же, как и стихийное бедствие, за которое мы платим, если оно официально объявлено Гидрометцентром или другими учреждениями, которые это могут подтвердить.

— Как эти выплаты осуществляются сейчас?

— Все зависит от страховой компании. Если клиент дорог, компания заинтересована в его качественном обслуживании, ему пойдут на встречу. А для компаний, которые и так не хотят платить, происходящее в стране — лишняя «галочка», чтобы сделать отказ.

Читайте также по теме