Н. Мишина: «Система электронных больничных пока работает недосконально»

С 1 октября украинские медучреждения перешли на электронную систему оформления больничных. В правительстве рассказали, что это одна из самых популярных услуг в Украине, а внедрить ее электронное оформление не могли на протяжении 10 лет. Теперь врачу не требуется подолгу заполнять больничные, а пациенту не придется тратить время на бумажную волокиту. Однако на практике не все так гладко. Как работает система электронных больничных, в интервью ГолосUA рассказывает семейный врач Наталия Мишина.

– Наталия, как используется система электронных больничных и что поменялось для врачей и пациентов?

– Система уже активно используется с 1 сентября. В ней есть свои плюсы и минусы. Основной плюс в том, что доктору уже не нужно заниматься сбором информации, где пациент работает, данные про работодателя. Это намного проще. Доктор делает свое медицинское заключение о том, что он считает пациента нетрудоспособным, и дальше эти данные попадают в Пенсионный фонд и Фонд социального страхования. Это определенные плюсы. Минусы на данном этапе в том, что, во-первых, невозможно проследить, открыт ли больничный лист в каком-то другом учреждении или в другом городе. Возможен дубляж больничных, чего нельзя в принципе допускать. Но вроде бы сейчас этот вопрос решается. Сказали, что этого больше не будет повторяться: при открытии системы будет видно, где и когда у человека были открыты больничные листы. Также мы не можем посмотреть пока на данном этапе, с каким диагнозом оформлен больничный лист.

– Вы считаете это недочетом системы?

– Конечно. Есть такое понятие, как страховой анамнез, который влияет на дальнейшую трудоспособность либо нетрудоспособность человека. Ему могут рекомендовать комиссию МСЭК или предоставлять инвалидность. Раньше это можно было проследить по бумажным больничным листам, они велись в одном учреждении, одним доктором, все очень строго, а сейчас нельзя. В этом есть свои определенные минусы.

– В СМИ сообщают о том, что система электронных больничных зависает. Вы сталкиваетесь с этим?

– Да. Тяжело работать. Сейчас стало немного проще, но особенно с сентября до начала октября просто было невозможно работать. Система постоянно зависала, она не работала нормально. Человек на приеме, но ему невозможно выдать больничный лист, потому что просто не работает система. Человек приходит, у доктора большая загруженность, про больничный лист просто можно забыть, потому что врач должен его заполнять в свое нерабочее время. Нужно куда-то записать информацию, чтобы определенному человеку открыть больничный лист. Это влияет на многие факторы очень негативно. Кроме того, пациенты не понимают сами, как эти больничные листы работают. Они все требуют выдать больничный на бумаге, где конкретно прописана вся информация. Они не понимают, как это приходит к работодателю. Иногда работодатель неправильно подает данные сотрудника, и его потом не могут найти в Пенсионном фонде. Естественно, с этими всеми вопросами идут к доктору. Пациентам объясняют, что это уже не наша зона ответственности, но для пациентов всегда один вопрос – к доктору.

– Читал мнение, что врачи сейчас не лечат, а больше занимаются заполнением форм.

– Так и есть. Ты больше тратишь времени на все это. С одной стороны, есть облегчение по работе, но пока система не заработает нормально, на это будет уходить время. Основной минус в том, что система работает недоскольнально.

– Считается, что с системой электронного больничного станет меньше манипуляций. Как Вы считаете, станет ли лучше сам учет выдачи больничных?

– Все зависит от того, насколько хорошо будет работать система в дальнейшем.

– По мнению правительства, экономия от запуска этой системы составит порядка 4 миллиардов гривен в год. Что Вы думаете об этом?

– Я бы не сказала, что люди меньше оформляют больничные листы. В своей практике я на данном этапе этого не заметила.

– В чем все-таки удобство электронного больничного для пациента? Что они говорят?

– Для пациентов это пока неудобно, потому что они привыкли к бумаге. Если есть бумага, значит это все честно и подтверждено. Пока у них на руках нет бумаги, которую они могут подержать и посмотреть, они все очень теряются и иногда устраивают сильные скандалы по этому поводу, что им нужна бумага, на которой это все будет написано. Электронная система их не совсем устраивает, но со временем, я думаю, это будет удобно и для пациентов. Им не нужно собирать лишние подписи, ждать, пока оформят этот больничный лист. Если система будет работать хорошо, то по времени эта процедура занимает буквально две минуты. Это не долго. Должна подтвердить, что это намного проще, но если хорошо работает система. Пока система работает на 20 % хорошо, а на 80 % – плохо.

– Читал, что люди порой отказываются от больничных и не хотят ждать их заполнения.

– Первые пару недель такое бывало. Люди говорили, что им не нужен больничный, по той причине, что отдел кадров у них на работе не знал, как с ними потом работать, получать, оформлять эти больничные. Им говорили: не нужен больничный, лучше принесите справку от доктора. Сейчас ситуация стандартная и больничные берут все.

– Есть ли какая-то разница, где оформляется электронный больничный – в коммунальных медучреждениях или в частных?

– Нет, такой разницы нет.

Читайте также по теме