Мария Мамаева
08:00 13/02/2017

Н. Омельяненко: «В детсадовских группах по 35 детей при норме — 20»

На прошлой неделе премьер-министр Украины Владимир Гройсман заявил, что в 2016 году в Украине было создано 27 тыс. мест в дошкольных учебных заведениях при существующей очереди в 79 тыс. детей. Проблему очереди обещают ликвидировать то в течение двух лет, то через четыре года, однако она по-прежнему остается острой для многих украинских семей, особенно в крупных городах. Чтобы узнать, почему так сложно устроить ребенка в детский сад в Украине и каковы альтернативы государственному дошкольному образованию,  ГолосUA обратился к главе правления Всеукраинской общественной организации «Ассоциация работников дошкольного образования» Нине Омельяненко.

— Нина Владимировна, с чем связана нехватка детсадов в Украине?

— В каждом населенном пункте разная ситуация. В крупных городах, действительно, есть проблемы с местами в дошкольных учебных заведениях. Связано это с тем, что много лет назад, когда был спад рождаемости, многие заведения закрывались, передавались, использовались не по назначению, а сейчас очень сложно вернуть эти здания обратно в коммунальную собственность, поскольку те номера сняты с реестра. Также причина в том, что дошкольное образование для детей от 5 лет является обязательным.

— Много ли детей не попадают в детсады вообще из-за отсутствия там мест и кто, собственно, стоит в этой очереди?

— В практике работы такого, чтоб ребенка старше 5 лет не брали в детсад, не было. Как правило, только рождается ребенок, родители в тех городах, где есть электронные очереди, регистрируются там, и с 3-х лет уже сдают детей в дошкольное заведение. Обычно это дети от 3 лет. Имеется в виду очередь, потому что, естественно, есть желание родителей сдать ребенка в сад и с двух лет, однако нередко они могут попасть туда только в три года, по очереди.

— Каким образом решается проблема? Укрупнением групп?

— Для больших городов действительно характерно укрупнение. Норма – до 20, а по факту может быть больше 30. Однако часто бывает так, что по списку детей 35, а ходит – в пределах нормы. По-разному. Но, как правило, перегрузка групп детьми, присутствует. Решают эту проблему тоже по-разному. Часто – с помощью гибкого режима организации разных форм в дошкольном заведении. Например, на занятиях одна подгруппа детей идет на музыкальное занятие, другая подгруппа – занимается с воспитателем или идет на кружок с воспитателем.

— Какие есть альтернативы государственным дошкольным заведениям?

— Есть частные детсады, но конечно, там имеет огромное значение стоимость, ведь родители оплачивают не только питание, но и пребывание ребенка, и, естественно, не все родители могут себе позволить содержать дошкольные учебные заведения. Тем не менее, такой тип дошкольных заведений становится все более популярным, особенно, в крупных городах, где родители платежеспособны. Качество образования в них контролируется тем органом управления образования, на территории которого находится дошкольное заведение. Также такой детсад попадает под государственную аттестацию, определенные виды проверок, которые осуществляет орган управления образования. Кроме того, базовый компонент образования – этот тот образовательный стандарт, который должны осуществлять все дошкольные заведения, не зависимо от формы собственности.

Для города также характерна возможность выбора родителей других форм дошкольных заведений – при дошкольных заведениях есть определенные кружки, куда можно водить ребенка. Можно выбрать форму пребывания ребенка в дошкольном заведении как краткосрочное пребывание: то есть, кроватки и шкафчика не хватает, но мама может привести ребенка на прогулку и занятия, а потом забирает. Естественно, если мама не работает. 

— Могут ли родители самостоятельно подготовить ребенка к школе?

— Могут, если родители владеют методиками, знают, как правильно это сделать. Практикуют, в частности, в сельской местности, где нет дошкольных заведений, то местные власти организовывают группы при школах. Такой вариант также может быть. Есть такой вариант, как социально-педагогический патронат, когда социальный педагог приходит в семью и предоставляет ей услуги.

В чем недостаток отсутствия дошкольного образования для дальнейшего развития ребенка?

— Конечно, и родители не такое внимание уделяют ребенку, и если ребенок не пребывает в коллективе, то, естественно, в первом классе среди сверстников ему будет тяжело находить общий язык. Это, конечно, не характерно для всех детей, потому что все дети разные. В первом классе необходимо, чтобы ребенок уже имел определенные организационные моменты – и распорядок дня изменяется, и к этому ребенок должен привыкнуть. Также должен уметь развязывать какие-то логические задания, должны быть развиты память, мышление, речь, умение рассказывать по картинке, запоминать стихи. Это программа дошкольного учреждения, и если ребенок эту программу проходит, тогда ему намного легче адаптироваться к школьным условиям. Ну, вот такие риски возможны. 

Читайте также по теме