После внедрения реформы государственной санитарно-эпидемиологической службы прошел почти год. Как и планировалось, теперь СЭС перестала действовать от имени государства и функционирует вне Министерства здравоохранения; при этом количество внеочередных проверок предприятий сократилось, появились лабораторные центры, в которых можно делать анализы грунта и воды… Николай Проданчук в прошлом — главный санитарный врач Украины, а теперь член-корреспондент Национальной академии медицинских наук Украины, директор Института экогигиены и токсикологии им. Л. И. Медведя Минздрава Украины, в интервью ГолосUA рассказал о том, принесла ли реформа СЭС желаемые результаты, как она работает сейчас, и в каком направлении развивается.
— Как вы оцениваете результаты реформы санитарно-эпидемиологической службы?
— За последние два года так называемое реформирование сводилось к тому, чтобы исключить одну из функций СЭС – функцию инспектирования. Она почему-то стала самой важной в глазах реформаторов. СЭС у нас ассоциируется только с тем, что придет санитарный врач и будет проводить проверку на том или ином объекте. И чтобы этих проверок не было, реформаторы захотели ликвидировать всю службу.
А ведь функция проверок – это одна из наименее значимых задач СЭС. Потому что в основе работы системы здравоохранения и системы гражданского здоровья – мониторинг состояния здоровья, мониторинг состояния среды проживания человека, анализ и прогноз этого состояния, и применение тех профилактических мер, которые не допустят к ухудшению состояния здоровья населения.
В целом я считаю, что государству нельзя приуменьшать роль СЭС. Ведь именно этот государственный орган обеспечивает гарантии, которые существуют во всех конституциях мира – право на жизнь и право на здоровье, профилактика заболеваний и обеспечение границы от проникновения инфекций. И право на здоровье – это право жить в безопасной среде: пить безопасную воду, дышать безопасным воздухом, кушать безопасную еду, не допускать проникновение инфекции из-за границы, защищать граждан от загрязнений воды токсическими веществами. Эти задания в Украине выполняет только санитарно-эпидемиологическая служба.
— Но ведь правительство аргументировало, что проверки СЭС часто бывают «заказными», и бизнес страдает из-за такого давления…
— С точки зрения обычных рыночных механизмов, с точки зрения потребителя и бизнеса, кажется, что возникает некоторый конфликт. Но на самом деле этого конфликта нет и не может быть. Потому что не будет развиваться бизнес в стране, где будут распространены инфекционные болезни и будут эпидемии. Ни один инвестор не придет в такую страну. Быть успешной страной, привлекательной для инвестиций, можно только тогда когда мы обеспечим не в отдельном месте здоровое население и рабочую силу, а когда инвестор будет уверен в том, что в этой стране люди не будут внезапно болеть дизентерией, тифом или лихорадками.
— Забрав у СЭС функцию инспектирования, Украина пошла по следам развитых стран? В Европе и США контролирующие органы работают так, как в Украине?
— В большинстве стран Европейского Союза синонимом к нашей санитарно-эпидемиологической службе является система гражданского здоровья, а в Соединенных Штатах Америки главный санитарный врач (он называется «главным хирургом США») выполняет ту же функцию, что и наш главный санитарный врач государства. Но в ракурсе реформирования СЭС развитые страны идут по иному пути, нежели Украина. К примеру, благодаря последнему закону президента Обамы о доступе к медицинской помощи в США, была создана Чрезвычайная противоэпидемическая комиссия. В этом законе прописаны меры превентивной медицины и укрепления, сохранения здоровья, а не только доступ к медицинской помощи. Этим законом полномочия главного государственного хирурга США предоставляются такие, что он управляет фактически всеми министрами и госсекретарями США для сбережения здоровья американцев. А теперь оцените масштабы и сравните их с украинскими реалиями.
— Как вы оцениваете работу украинской СЭС в контексте борьбы с инфекционными заболеваниями?
— Позитивно. Даже во время Второй мировой войны за эффективностью обеспечения медицинского обеспечения в тылу следила система, которую курировала государственная санэпидслужба. Все воюющие страны имели в несколько раз более высокие показатели инфекционных болезней, чем бывший СССР. Потому что была хорошо налажена система под названием Государственная санитарно-эпидемиологическая служба. Эта система у нас работает до сих пор.
— Готова ли Украина противостоять такой опасной инфекции как вирус Эбола?
— Угроза типа лихорадки Эбола значительно страшнее «птичьего гриппа» и даже СПИДа. В этом году во время вспышки эпидемии Эбола, мы, наконец, поняли, что те болезни, с которыми, мы, казалось бы, уже покончили с помощью средств специфической профилактики, сегодня являются угрозой номер один.
Но Украина даже в 30-е годы смогла противостоять опасным инфекциям – были ликвидированы те болезни, которые ежегодно забирали миллионы жизней – оспа, малярия, энцефалиты, потому что были эффективные средства профилактики и благодаря организационным мерам. Эпидемий не будет только тогда, когда мы будем к ним готовы.
— Сейчас в Украине появляется все больше и больше приватных лабораторий, клиник. Как вы считаете, смогут ли они со временем заменить все государственные медучреждения?
— Я считаю, что только государство может создать современную разветвленную сеть медицинских учреждений, и обеспечить все уровни медицинской помощи: первичную, вторичную и высокоспециализированную. Ни одна приватная система даже самых богатых стран мира не пытается обеспечить наследственное ведение пациента от первичной до высокоспециализированной помощи. Это слишком дорого и требует сложной организации процесса…