Принятый в 2009 году Закон «О безопасности и качестве пищевых продуктов» запрещает с 1 января 2015 г. продажу сырого молока, сыра домашнего производства и мяса животных дворового забоя на рынке. Закон был отсрочен в 2010 для того, чтобы правительство разработало мероприятия по развитию сети боен и пунктов заготовки молока. О том, какими будут последствия реализации положений этого документа для сельхозпроизводителей и потребителей, корреспондент ГолосUA узнавала у заместителя директора Института аграрной экономики Николая Пугачева.
-Николай Иванович, в парламент внесено предложение о новой отсрочке на два года Закона «О безопасности и качестве пищевых продуктов». Зачем она нужна?
-Есть закон, и государство должно было продемонстрировать действия, которые подготовили бы сельское хозяйство к его внедрению. Но, к сожалению, организация мероприятий, которые бы позволяли селянам безболезненно поставлять свою продукцию, до сих пор не проведена. И возникает выбор: либо мы загоняем несколько миллионов производителей в «тень», либо – предпринимаем меры для того, чтобы продлить отсрочку, а за этот период готовимся.
-Вы упомянули уход сельхозпроизводителей в «тень». Что это означает?
-У нас до 1 января 2015 года крестьяне могли привезти свои творог и мясо вполне легально. А теперь они будут его реализовывать по дворам, или – как часто можно увидеть в Киеве – из багажника автомобиля. Всем знакома и такая картина: женщина стоит с мешками и с земли продает свою продукцию. Для того, чтобы выжить, крестьяне будут вынуждены производить сельскохозяйственную продукцию. И – продавать ее излишки.
-То есть, возникнет ситуация, когда закон формально соблюдается, но, фактически, не выполняется?
-Да, вырастет «теневой» рынок продаж.
-Скажется ли это на ценах молочной продукции и мяса?
-Я бы такого не стал утверждать. Главный фактор, который повлияет на цены – бедность нашего населения. Невысокий уровень доходов, к тому же, заставит людей приобретать сельхозпродукцию неизвестного качества. На сельхозрынке присутствовал хоть какой-то ветеринарный контроль, существовала ответственность рыночных структур, работали лаборатории давая разрешения на продажу товара. Сейчас и этого не будет.
-Как это в целом может повлиять на животноводческую отрасль Украины? Ведь и так периодически появляются новости о сокращении поголовья скота в Украине…
-Это тенденция, возникшая еще с начала аграрной реформы. И она довольно естественна, поскольку животноводческая продукция более характерна для богатых, благополучных стран. Поэтому и сокращается поголовье, производство мяса и молока оказывается невыгодным. В существующих условиях такая тенденция, скорее всего, удержится.
-Какие же меры для подготовки сельхозпроизводителей к вступлению Закона «О безопасности и качестве пищевых продуктов»необходимы?
-Организация кооперативных или коммунальных сельскохозяйственных структур по забою скота, переработке молока. А также – развитие семейных ферм, чтобы иметь качественную продукцию.
-Закон был принят еще в 2009 году. В связи с ухудшившейся экономической ситуацией в стране – есть ли у селян деньги, чтобы это реализовать, а также – имеет ли государство средства, чтобы дотировать подобные проекты?
-Есть ли у селян деньги – это вопрос. Но осуществить то, о чем я говорил – в их интересах. Они должны думать о своем будущем и о своих доходах.
-Но есть ли у них реальные возможности для этого?
-Здесь, конечно, государство должно оказывать помощь, делать для этого все возможное. Но я считаю, что держава не обязана делать всех граждан потребителями государственных благ. Люди должны научиться сами думать о себе. Если крестьяне в условиях евроинтеграции собираются конкурировать с нашими соседями на рынке молока и мяса – им нужно «шевелиться». Однако, при этом, должны четко работать и государственные, и общественные службы.
-Какой, с вашей точки зрения, должна быть длительность переходного периода?
-Я считаю, что не нужно растягивать его на два года. Если этот процесс снова будет продлен, мы, скорее всего, понадеемся, что это – не последнее продление. И так ничего и не изменим в сельском хозяйстве Украины. Думаю, нужно «напрячься» в течение 2015 года. Да, у государства денег нет. Поэтому необходимо активизировать самих крестьян. Главных задач перед крестьянами всего две. Дойка коров должна производиться бесконтактно, с помощью доильных установок. Пару лет назад у нас была госпрограмма, по которой селянам частично компенсировали покупку доильной установки. Для гарантирования качества мяса должны появиться забойные цеха, хотя бы по одному на село. Средства для этого могут быть выделены как из государственного, так и из местных бюджетов.