Юлия Гайдина
11:34 07/10/2014

Н.Сунгуровский: «Военная доктрина в Украине отжила свое»

В Украине намерены изменить военную доктрину. О каких именно изменениях идет речь, пока неизвестно. Как, собственно, не оглашены и причины такой инициативы. Почему именно сейчас заговорили об изменении военной доктрины, а также сможет ли Украина создать сильную армию, в интервью корреспонденту ГолосUA рассказал директор военных программ Центра Разумкова Николай Сунгуровский.

— Николай Викторович, официальный Киев намерен работать над новой военной доктриной. Насколько это своевременно?

— В формировании новой военной доктрины я не вижу никакого смысла. По моему мнению, этот документ отжил свое. Это пережиток прошлого, военной доктрины уже не должно быть. Но если уж говорить об этом документе, то напомню, что «старая» доктрина базировалась на принципе внеблокового статуса Украины. Но, если откровенно, то в доктрине ничего другого и нет, кроме внеблокового статуса.

Существует несколько моделей защиты: стать незаметным, быстро бегать,научиться быть опасным для агрессора, стать агрессором и так далее. Обществу необходимо определиться – кто мы? Из этого вытекает суть военного конфликта. Пока мы не ответим на эти вопросы, новая доктрина не будет эффективной.

— Вы вспомнили о моделях поведения общества. Какая из них, по Вашему мнению, больше всего подходит Украине?

— Во-первых, Украина – миролюбивое государство, не претендующее ни на территорию, ни на суверенитет своих соседей либо другого субъекта международных отношений. Но, в то же время, наша страна готова защищать свой суверенитет, территориальную целостность и независимость. То есть — готова показать зубы. Так и необходимо делать.

— Чтобы заявить о такой позиции, нужно также быть сильной страной. Власть уже предупредила о возобновлении призыва в армию, много средств будут направлены на ее укрепление. Чего ожидать от такой инициативы?

— Ответ на Ваш вопрос можно разделить на две части. Первое — Украине необходимо каким-то образов выйти из сложившейся ситуации. Грубо говоря, завершить конфликт. Второе – крупномасштабная реформа. Я считаю, что реформа в условиях войны не проводится — для этого просто не хватит ресурсов.

Так вот, есть мероприятия и варианты, которые можно проводить не зависимо от того, какую модель выбрали. Нам нужно бороться с коррупцией? Это возможно при любой модели! Нужно повышать профессионализм чиновников и госслужащих? Не работает система управления, нужно ее перестраивать или налаживать? Значит нужно! Желательно хотя бы увидеть какой-то облик! К примеру, уже сейчас можно закупать вооружение. Нужно создавать предпосылки, на основании которых эти реформы будут строиться. Нужно быть не фантазерами, а реалистами и что-то делать в рамках существующих ресурсов.

— Вы вспомнили о нехватке средств. Государство решило ввести военный сбор, но поможет ли он поддержать армию?

— В условиях войны важен любой источник получения средств. Даже если речь идет о нескольких миллионах, это также важно. Грубо говоря, много ручейков стекается в одну большую реку, и мы получаем ресурсное обеспечение.

Не знаю, сколько средств мы соберем за счет полуторапроцентного военного сбора, но в рамках добровольных пожертвований мы уже собрали около 160 миллионов гривен. И это тоже плюс. Кроме того, государство пытается наладить контакты с нашими внешними партнерами, получить внешнюю помощь если не в денежном эквиваленте, то в виде конкретных кредитных гарантий, частично или полностью в виде военно-технической помощи и так далее. Необходимо искать все возможные варианты. От того, насколько наше правительство окажется талантливым в этом поиске, будет зависеть успех.

— Разговоров вокруг помощи армии и обеспечения АТО было много. Но, как говорят сами участники событий на Донбассе, обеспечение необходимым армии, мягко говоря, хромает…

— Мало заявлять, что мы боремся с коррупцией. Нужно предпринимать реальные действия. И для этого, в первую очередь, необходима политическая воля. Если бы сегодня несколько человек уже сидели за решеткой, то уверен, с коррупцией бы боролись совершенно по-другому. Да и результаты были бы иными.

Находящиеся в зоне АТО видят примеры воровства, обмана, подмены фактов. Был случай, когда погиб офицер, потому что ему попался некачественный бронежилет. Подобных примеров множество, они свидетельствуют о безответственности и безнаказанности, что приводит, к сожалению, к человеческим жертвам.

— В одном из своих выступлений Вы заявили, что в Украине нужно формировать военную культуру. Почему она до сих пор не сформирована?

— У нас огромный потенциал для этого! А чтобы военная культура была, повторюсь, нужна политическая воля и, конечно, надо избавиться от коррупции. После этого все вопросы будут решены.

У украинцев есть собственная культура. Конечно, есть вещи, которых нам не хватает, но мы можем приобрести их на западе путем обучения, введения каких-то традиций, или того же оборонного планирования. Хотя на западе тоже не все хорошо. А у Украины есть собственные разработки, которые , скажем, могли бы быть достоянием западной культуры. В последнее время, западный мир поражен двумя болезнями. Я об этом часто говорю. Так вот, речь идет о бюрократизации ценностей. В Украине пока этого нет в таком виде, как на западе. Но у нас существует коррупция, с которой запад вроде бы справляется.

А ещё у украинцев обостренное чувство справедливости. Украина основана на таких вещах, как иная иерархия потребностей: начиная с человека, и заканчивая обществом. А вот в России все наоборот. Там на первом месте общество, а потом личность. У нас же все идет от личности, и это необходимо ценить.

Принимает ли власть сейчас какие-то меры для формирования системы безопасности страны?

— Когда был издан указ Президента Украины о начале комплексного обзора сектора безопасности, такая задача была поставлена. Необходимо рассмотреть все опасные ситуации, все средства, и не только военные, которые государство может задействовать. Естественно, на построение этой модели будут направлены все наши силы. И для этого необходима стратегия национальной безопасности и стратегия построения сектора безопасности. Это две разные стратегии, два разных процесса. К примеру – есть архитектор, а есть начальник ЖЕКа. Мы построили здание и начинаем в нем жить. Нужны различные люди и различные документы для обоих процессов.

— Работает ли над этим Украина?

— К сожалению, этот процесс начали формировать ускоренным темпом, но на данный момент он затормозился.

— Почему раньше не начинали?

– Не было ни той же политической воли. Многих предпосылок не было, чтобы начать комплексный обзор сектора безопасности: последний начался в 2005 году и закончился в 2007. По всем срокам, сейчас должен начаться новый. А комплексный оборонный обзор начался в конце 2008 года и закончился в 2012 принятием новой доктрины и стратегии национальной безопасности. То есть, каждый процесс имеет свои строки. Сейчас как раз они и подошли.

Читайте также по теме