До президентских выборов в Украине остается пять месяцев. А предвыборная кампания стартует аккурат под Новый год. 31 декабря начнется выдвижение кандидатов от партий и регистрация кандидатов-самовыдвиженцев. Избирательная кампания официально еще не началась, но страсти уже накалены до предела. О намерении участвовать в выборах президента уже заявил 31 политик. Многие из них — технические кандидаты, работающие на тот или иной лагерь. Прискорбно, что треть из этого аномально большого списка потенциальных кандидатов в Президенты фигурирует в уголовных делах. О хитросплетениях нынешней избирательной кампании корреспонденту ГолосUA рассказал исполнительный директор АП POLITCONSULTANT.org Николай Волгов.
— Николай, на ваш взгляд, какие основные козыри будут вытаскивать ближе к выборам одни кандидаты в президенты против других?
— Людям очень нравятся новости про компромат, потому что это человеческие страсти. На самом деле война компроматов у нас уже идет. Пытаются и старое вспомнить, и новое придумать, и бить на взлете. Но это будет действительно реально влиять на рейтинг тех или иных политиков ближе к Новому году, к старту 2019 года. К этому времени у нас полностью сформируется пул кандидатов, вся палитра. Когда обозначится, грубо говоря, 50 кандидатов, в той или иной степени, из которых порядка 15 кандидатов будут представлять тот или иной электоральный интерес, т вот тогда у нас сформируется конфигурация электорального предложения. Когда сейчас выбирают по большому счету между 3-4-5 основными «блюдами», то это одни рейтинги. А когда к пяти основным блюдам добавятся еще 7 десертов, 3 закуски, кто-то сможет скушать все это изобилие?!
— Будут же технические кандидаты…
— Да, но здесь вопрос в ресурсах. Раньше всех начинают кампанию, как правило, либо самые ресурсообеспеченные кандидаты, у которых есть на это деньги, либо кандидаты, которые, так или иначе, уже находятся в политическом тонусе, то есть, как они находились в активном состоянии, выступая с парламентской трибуны, лидеры фракции – они плавно входят, ресурсы есть, они их тратят. Все остальные, менее ресурсообеспеченные кандидаты, выбирают для себя, с какой целью им выдвинуться в парламент, чтобы занять «первое место в зале». Кто-то пойдет действительно техническим кандидатом, чтобы «разрезать» электоральное поле. Кто-то выдвинется, чтобы торгануть своим несуществующим рейтингом, пойти в штаб к человеку, у которого есть деньги. Это такой бизнес. Кто-то до сих пор ждет отмашки от олигархов, от спонсоров, грубо говоря, которые сидят и думают, «а кто у нас там будет». Поскольку засорять деньгами кого-то – это уже не та ситуация. Они думают, поставить на Петрова или на Васечкина. Когда избиратель увидит все это обширнейшее меню, то там, конечно, неизбежны потери даже у лидеров списка.
— Почему неизбежны потери у лидеров предвыборной гонки?
— Когда будет полная палитра меню, тогда можно будет понять, кто за кого проголосует. У нас, согласно социологии, очень большой процент неопределившихся. Кто-то из них может увидеть для себя элементарно, что какой-то мэр какого-то города привлечет внимание, и все скажут: мы проголосуем за него, потому что он наш, он здесь родился, мы его знаем, мы за него уже голосовали на мэра и т.п. Куча факторов влияет на этот процесс. У нас первая предвыборная кампания, которая ведется до ее официального старта и до появления всей палитры кандидатов — это одна стратегия. Избирательная кампания, когда уже все играют в открытую, все карты уже на столе, тогда мы понимаем, кто наши «техники», кто наши конкуренты, кто наши оппоненты, с кем мы можем идти в «договорняк», с кем можем идти в какой-то размен – это совсем другая избирательная кампания. Тогда уже будут корректироваться стратегии и определяться тактические ходы…
— Будет ли применяться подкуп избирателей, как это бывало раньше?
— Подкуп, конечно, будет применяться, но не в том смысле, что сидит там, условно говоря, кандидат №1 и думает: вот сейчас мы запустим по всей Украине кампанию «Паёчек», благотворительный фонд «Благовист», и мы всем раздадим пайки. Нет, такого не будет. Будет следующая история. Есть депутаты – те же самые мажоритарщики, политики, которые в виду своей работы «в поле», используют так называемые «стимулирующие методы». Независимо от президентских выборов или местных, они просто раз в квартал дают людям подарок – набор на 8 Марта, на Пасху, на День Независимости. Просто сейчас идет этот самый драфт – перерезание мажоритарных округов. Конечно, какому-то политику выгодно иметь в своей обойме какой-то округ и гарантировать, что тот округ, который он гречкой прикармливал, остается. Ты играй вместе со мной и делай то, что ты делал, и по результату, который ты мне сделал по избирательной кампании, тебе воздастся. К примеру, хочешь губернатора — у нас будет кадровое решение по тебе. Ты идешь в список, оставляешь свой округ, и там твоему, грубо говоря, заму, «миньону», двойнику, кому угодно, как его не назови, передаешь свой рейтинг вместе с электоральной машинкой. Ты заходишь по списку, и твой электоральный двойник заходит по твоему округу, и вас уже два человека в Верховной Раде, которые могут влиять на политику целого региона или области. Представьте тандем из двух мажоритарщиков хотя бы для Черновицкой области. Понимаете, что можно творить?!
— То есть, перед парламентскими выборами мажоритарные округа могут быть перерезаны?
— Безусловно. Вопрос нарезки мажоритарных округов — это вопрос возможности первому сдать карты. Очевидно, что «перерезание» мажоритарных округов выгодно самой Банковой. В настоящее время идет игра, и больше всего на этом старте могут предложить те, кто влияет на структурирование территории. Существует масса способов нарезки мажоритарных округов. Так, у северного соседа на последних выборах практиковалась «лепестковая» нарезка – к более протестным избирательным округам прирезали лояльные пригороды и сельские территории. Несомненно, нарезка мажоритарных округов к парламентским выборам в Украине будет – и это не нонсенс, это не криминал, это вечная технология. Мажоритарка никуда не уйдет, поскольку это очень выгодный инструмент.