Новогодние праздники — самое долгожданное для нас время. В эти дни в доме появляется нарядная елка с огоньками и подарками, семья собирается за праздничным столом. Все, и большие, и маленькие, ждут от праздника чуда и сказки. Корреспондент ГолосUA узнавала у детского психолога Надежды Зинченко о том, как взрослым создать эту сказку для детей.
— Надежда, сейчас многие против того, чтобы «навязывать» детям миф о Деде Морозе. Стоит ли вовлекать маленьких детей в эту сказку?
— Каждый родитель выбирает, дарить детям эту сказку, или нет. Однако сказка несет большой потенциал, верить в чудо надо, как и прививать любовь к чудесам. Поэтому мое однозначное мнение: это нужно организовывать. А родители уже сами выбирают — хотеть этого или нет.
— Может ли стать психологической травмой для ребенка, если он вдруг из телерекламы, например, узнает, что Деда Мороза нет?
— Ребенок всегда чувствует правдивость новостей, поступающей информации. Поэтому могу дать лишь некоторые рекомендации. Если родители уже столкнулись с такой проблемой, ребенок плачет и говорит, что Деда Мороза нет, нужно обыграть эту ситуацию, сказать, что мы все разные. Кто-то верит в Деда Мороза, кто-то нет. Поэтому к кому-то приходит Дед Мороз, к кому-то — нет. Есть в этой ситуации как позитивные, так и отрицательные стороны. Не думаю, что это — большая психологическая травма для ребенка, ведь его психика утроена таким образом, что все неприемлемое отвергает. Почему сказка безопасна? Если в ней есть что-то ненужное, ребенок это просто проигнорирует. А если что-то затронет какие-то струны в его душе, он понесет это дальше по жизни.
— То есть, даже негатив «из сказки» не опасен?
— Во взрослой жизни мы иногда сталкиваемся с тем, что сказка накладывает отпечаток на какие-то дальнейшие сценарии, выбор поведенческих реакций. Поэтому родителям нужно такие «скользкие» моменты проговаривать, не навязывая ту или иную ситуацию ребенку. Вот недавно у меня был разговор с девушкой, которую заставили играть роль Царевны-несмеяны в детстве. У нее возник вопрос, зачем это было нужно, почему эта «Несмеяна» ее преследует, влияет на ее поведение, что это была за роль, почему именно она должна была ее сыграть. Ребенок всегда чувствует, когда его обманывают. Но если это — с подачи сказки, чуда — он это воспринимает по-другому.
— В Новый год некоторые родители стараются подарить детям супердорогие подарки. Стоит ли это делать?
— Это — вопрос к родителям. Они должны объяснить детям, в чем настоящая ценность подарка, а также в чем ценность просьб к Деду Морозу, если родители сами это понимают.
Желательно с младшего возраста прописывать, проговаривать новогодние желания вместе с детьми. Родители могут предложить ребенку попросить у Деда Мороза не только какие-то материальные вещи, но и то, чтобы все родственники были здоровы, чтобы он подарил всем нам радость в новом году, и так далее. Это — те ценности, которые родители закладывают. Но каждый, опять-таки, делает выбор самостоятельно.
— До какого возраста стоит поддерживать миф о Деде Морозе у детей?
— До возраста, когда ребенок разрешает вам его поддерживать.
— Как правильно организовать досуг предподростков и подростков на каникулах?
— Старшие дети любят психологические игры — «Мафию», и другие. Они в этом очень нуждаются. В психологических играх есть пространство, где дети могут быть разными, игра это позволяет. Дети могут быть и агрессивными, и добрыми, и смелыми, и трусливыми. Таким образом, ребенок, выходя в жизнь, видит разные паттерны поведения. И понимает, что может как бояться, так и быть смелым, разрешать это себе. Перед этим прочувствовав эти вещи в таком ограниченном поле.
— А как быть родителям, если ребенок жалуется, что ему скучно?
— Узнать, что будет интересно. Ведь говоря, что ему скучно, ребенок часто даже не понимает, чего ему бы хотелось. Можно применить методику коллажа — дать ребенку стопку журналов, чтобы он выбрал то, что его развеселит. Процесс поиска понимания, а что на самом деле мне интересно, очень важен. Иногда бывают вещи до банальности смешные: вот, я съем яблок, и мне станет веселее.Это все, безусловно, очень индивидуально. И методики могут быть разными. Но кто ищет, тот всегда находит.
— Какой момент важно не пропустить родителям во время каникул?
— Общение.
— Бывает, что общение вроде бы есть, но ребенок за столом с родственниками выполняет роль статиста, скучает…
— Мы всегда рекомендуем родителям уделить внимание ребенку на протяжении хотя бы часа в день. Больше не надо. Но внимание в это время должно быть уделено только ему, будь это прогулка по лесу, к новогодней елке, или душевная беседа за чашкой чая дома. И ему этого достаточно, не нужно сутками проводить с ребенком время. Но возникают ситуации, когда родители едут с компанией на лыжах в Буковель кататься, ребенок вроде бы с ними, однако до него никому нет дела. Это перечеркивает все хорошие моменты.