Н.Зубок: «Противодействие мошенничеству – это борьба умов»

Способов надувательств украинцев в банках не счесть. Сейчас в моде SMS-мошенничество. Допустим, вам приходит SMSка, что банковская карта у вас заблокирована и, чтобы ее разблокировать, нужно перезвонить по указанному телефону. По телефону якобы «сотрудник банка», а на самом деле мошенник запрашивает у вас данные о банковской карте и просит подойти к любому банкомату и выполнить ряд операций под его руководством. После таких «указаний» на ваш банковский счет обнулится.

К сожалению, точной статистики по банковским преступлениям в Украине нет. О принципах противодействия мошенничеству в банковской сфере ГолосUA рассказал профессор кафедры менеджмента банковской деятельности Киевского национального экономического университета им. Вадима Гетьмана, кандидат военных наук Николай Иванович Зубок.
— Николай Иванович, расскажите, в чем заключается специфика мошенничества в банковской сфере?
Особой специфики именно в банковском мошенничестве нет. В основе любого мошенничества – обман и злоупотребление доверием. Единственное – у банков особый товар — деньги и особые процедуры их использования – банковские операции. Поэтому характерным для банковского мошенничества является мошенничество с финансовыми ресурсами банков. А учитывая, что объем финансовых средств при проведении банковских операций всегда является значительным, то банковское мошенничество всегда характеризуется большими потерями для банков или их клиентов.
Практика показывает, что основная часть мошеннических действий в банках осуществляется менеджерами среднего звена: начальниками отделов и управлений, а также руководителями филиалов, отделений, дирекций банков. Как правило, эта категория работников имеет больше всего возможностей к злоупотреблению своими должностными полномочиями.
В основе мошеннического замысла всегда находятся знания, чем они более профессиональны, тем проще мошеннику совершить преступление. Работники банков, выполняющие исполнительские функции, как правило, менее опытные и в основном имеют знания стандартных, всем известных технологий.
— Какими способами и методами можно предупредить и выявить факты воровства в банке?
Прежде всего следует разобраться с причинами и условиями мошенничества. К причинам, можно отнести потребности работника (в материальном достатке, самоутверждении, определенном стиле поведения и т.д.), условиями же могут быть доступность объекта, возможность скрыть грабительские действия, уровень соблазна, безнаказанность). Вот на устранение этих и других причин как раз и должны быть направлены усилия по противодействию мошенничества.
— Какова роль и значение службы экономической безопасности банка в деле борьбы с мошенниками всех мастей?
Практические все отечественные банки имеют специальные подразделения – службы безопасности. Основной упор службы безопасности делают на информационную составляющую, — ведут поиск признаков грабительских действий сотрудников банка, затем совместно с другими подразделениями (ревизионным, аудита) проводят служебные расследования со всеми вытекающими из их результатов последствиями.
— Как проверить клиента банка, который собирается брать кредит?
Обычно в проверке участвуют несколько подразделений: кредитное — определяет кредитоспособность заемщика и качество его бизнес-проекта; банковских рисков – работают с обеспечением возвратности кредита; юридическое – осуществляют правовую оценку поданных клиентом документов, его договорных отношений с контрагентами, условий кредитования; подразделение маркетинга – исследуют конкурентоспособность клиента и его продукции на рынке; подразделения безопасности – проводят информационно-аналитическое исследование клиента. Такая совокупность названых и других мероприятий дает возможность минимизировать риск взаимоотношений банка и заемщика. В то же время практика показывает, что причины невозрата кредитов, особенно больших, формуются в процессе его использования через влияния различных факторов, которые сложно предусмотреть при его выдаче. Такими факторами могут быть события политического или социального характера, экономические кризисы, изменение конъюнктуры ринка заемщика, изменения правовых норм, различного рода негативы в деятельности заемщика. Поэтому весьма важно осуществить эффективный контроль над деятельностью заемщика в процессе использования им кредитных средств.

Читайте также по теме