Почти каждая украинская семья в полной мере уже прочувствовала на себе существенное уменьшение доходов из-за роста цен, высоких тарифов, новых налогов и безработицы. Задавленные безденежьем люди экономят на всем — не только на развлечениях, но также на продуктах и лекарствах. О том, каким образом наши соотечественники пытаются выживать в кризис, ГолосUA рассказала известный украинский социолог Ольга Балакирева.
— Ольга, какие способы выживания выбирают украинцы, чтобы как-то существовать в кризис?
— Украинцы в настоящее время выбирают стратегию экономии. Это экономия или сокращение расходов на то, на что еще можно их сократить. Это одна стратегия, которой охвачены в основном малодоходные слои населения, и она очень популярна. Такая экономия сказывается не только на качестве того, что люди покупают, но и на количестве. Украинцы сейчас стремятся не покупать много, зная, что очень много продуктов все равно выбрасывается. Они пытаются покупать меньше, выбирать более экономичные варианты отдыха, любых поездок — даже на работу или с работы.
— Сейчас люди чаще стали объединяться, чтобы сэкономить на поездках, отдыхе или развлечениях…
— Безусловно, ради экономии у наших людей существует кооперация. Люди договариваются и, к примеру, подвозят друг друга на работу, у кого есть машина, возмещая, компенсируя некую стоимость данной услуги. От чего-то люди отказываются в целях экономии. Отказываются от каких-то обновок, от каких-то развлечений, хобби.
— А какова вторая стратегия выживания украинцев?
— Вторая стратегия в настоящее время – это поиск вариантов, как заработать дополнительные деньги. Сейчас у наших людей идет поиск небольших видов бизнеса, в основном малого бизнеса – без особых перспектив, без выстраивания долгосрочных планов. Это некие краткосрочные виды бизнеса, на которых люди могут заработать. Например, в настоящее время очень популярны варианты предоставления услуг через Интернет, через знакомых, через вывешивание объявлений. Это могут быть какие угодно услуги, связанные с работой по дому, строительством, с огородами, садами, уходом за детьми, шитьем на дому. В основном, это бизнес, который построен на услугах или производстве товаров широкого потребления.
— Какие услуги сейчас востребованы?
— Например, я буквально на днях слышала историю о том, что одна женщина начала готовить дома пельмени на продажу. Появились также объявления о том, что готовятся мини-десерты для корпоративов в домашних условиях. То есть, люди в условиях кризиса ищут на что есть спрос и самые активные быстро находят способы, как можно этот спрос покрыть. Поскольку использовать те виды деятельности и услуги, на которые уже нет спроса, не имеет смысла в настоящее время.
— Как известно, многие украинцы стремятся найти работу вне Украины…
— Да, сейчас многие смотрят на возможность заработка не в Украине. И это самое грустное. По данным нашего социологического опроса, порядка 21% населения говорят, что они вообще навсегда уехали из страны, а решение покинуть Украину сейчас принимают порядка 7% взрослого населения – это не долгая эмиграция, а поездка с целью найти вариант заработка, чтобы удержать «на плаву» себя и своих близких и родных.