О.Чепижко: «Е-резидентство привлечет в Украину инвесторов, если бизнесу создадут удобные условия»

В 2020 году Кабмин принял решение ввести в Украине электронное резидентство, что позволит иностранцам онлайн открывать счета в украинских банках. Иностранцы смогут онлайн, без необходимости посещать Украину и заполнять бумаги, получать: украинскую квалифицированную электронную подпись; регистрационный номер учетной карточки плательщика налогов; возможность открыть онлайн счет в украинском банке; упрощенный доступ к административным услугам в Украине. Иностранцы и лица без гражданства будут получать статус электронного резидента без необходимости оставления страны проживания (пребывания) и приезда в Украину. Нерезиденты будут получать в режиме онлайн административные услуги и осуществлять другие действия как в Украине, так и за ее пределами. Электронный резидент сможет открыть счет в банке, например, и получать в режиме онлайн административные услуги, заключать электронные договоры и прочее. Экономист Оксана Чепижко рассказала в интервью ГолосUA, что такое е-резидентство и почему в Украине эту сферу стоит развивать.

— Оксана, по вашему мнению, как повлияет приток этих средств на функционирование банковской системы?

— Прежде, чем ответить на поставленные вопросы, имеет смысл определиться, что же такое е-резидентство, и понять, чем оно может быть привлекательно, глядя на опыт внедривших его стран, в первую очередь, Эстонии. Виртуальное резидентство (e-Residency) — это государственная программа, которая позволяет людям, не являющимся гражданами страны, открыть в такой стране свою компанию (или зарегистрироваться индивидуальными предпринимателями), вести там дистанционно бизнесовую деятельность, пользоваться банковскими услугами и платить налоги от такой своей деятельности. И главное, что все это можно делать дистанционно, через Интернет. Наиболее успешно е-резидентство было внедрено в Эстонии. Оно появилось там, как еще один сервис, способный принести дополнительный доход государству, на базе уже готовой и функционирующей системы электронного взаимодействия государственных органов, частных компаний и граждан, сердцем которой является централизованная и хорошо защищенная система обмена данными X-Road, которая была разработана местными IT-шниками еще в 2001 году.

Далее на эту систему стали «нанизываться» всевозможные электронные сервисные функции государства: от ведения налоговой отчетности онлайн (е-ТАХ) и мобильной оплаты парковки до электронных онлайн-выборов Президента через Интернет. Но вторым важным преимуществом, которое сделало эстонский проект е-резидентства успешным, является простота и удобство ведения бизнеса в целом. Потому что кроме полностью оцифрованной бюрократии, в Эстонии действует 20%-ный налог на выведенный капитал (другими словами, юридическое лицо не платит никаких налогов, если заработанный доход не выводится собственниками и остается в бизнесе), а членство в ЕС дает возможность более доступно вести бизнес с европейскими партнерами, пользоваться услугами европейских банков и международных платежных систем. И именно совокупность этих преимуществ позволила Эстонии за 5 лет существования программы е-резидентства привлечь более 62 тыс. э-резидентов и получить в государственный бюджет 25 млн евро прямого дохода.

— Чем наша ситуация отличается от эстонской?

-Многим. В Украине проект цифрового государства («государство в смартфоне») только внедряется и пока не очень успешно. Как в части доступности и простоты электронных сервисов, так и в части гарантий безопасности данных. Украина не является членом ЕС, а, соответственно, не может пользоваться преимуществами членства в этом союзе. Наша налоговая система может быть привлекательна только в части использования единого налога для ФОПов и не отличается простотой администрирования и беспроблемностью общения с налоговыми и иными контролирующими органами.

Ситуацию с привлекательностью украинской налоговой системы, в т.ч. для будущих е-резидентов, могло бы улучшить введение налога на выведенный капитал (НнВК) вместо налога на прибыль, но эту реформу отложили в долгий ящик.

Других преимуществ, не связанных с возможностью дистанционного ведения бизнеса (упрощения получения гражданства, упрощение въезда-выезда и т.п.) украинская программа е-резидентства не предусматривает. Добавьте к этому еще украинские проблемы с верховенством права, высоким уровнем коррупции и отсутствием независимой судебной системы, чтобы оценить привлекательность Украины для иностранного бизнеса. Поэтому, если в Эстонии в рейтинге е-резидентов присутствуют компании (в порядке убывания) из Украины, Германии, России, Франции, Турции и других развитых стран, то наше украинское правительство заранее рассчитывает только в основном на IT-шников из Индии, Бангладеш, Пакистана, Китая и Филиппин, — стран, являющихся основными поставщиками аутсорсинговых IT-услуг. Как говорится, почувствуйте разницу.

— Оксана, как повлияет приток средств от е-резидентов на функционирование банковской системы Украины?

— Банки и сейчас имеют право открывать счета нерезидентам Украины. Еще в апреле прошлого года НБУ, в рамках постепенного перехода Украины к свободному движению капитала, в соответствии с Законом Украины «О валюте и валютных операциях» и Соглашением об Ассоциации между Украиной и ЕС, разрешил иностранным компаниям и инвестиционным фондам открывать счета в украинских банках по упрощенной процедуре. Но такая возможность открытия счетов в украинских банках не сильно повлияла на приток средств от нерезидентов. Поэтому вряд ли стоит ожидать существенного притока средств из-за рубежа от введения такой программы е-резидентства. Тем более, по сравнению с потоком средств от украинских заробитчан, являющегося сейчас одним из основных источников поступления валюты в страну. Поэтому внедрение украинской программы е-резидентства никак особо не повлияет и на функционирование банковской системы.

— Как данное новшество повлияет на украинскую экономику?

— Чисто теоретически программа е-резидентства могла бы принести пользу экономике страны, с учетом относительно низких ставок единого налога для ФОП (ФЛП). Но всякая красивая теория может запросто разбиться об украинские реалии. Мало какой из наших государственных сервисов способен функционировать исключительно в онлайн-режиме.

Поэтому в случае Украины внедрение программы е-резидентства – это, скорее, попытка соответствовать модному тренду и еще формально подняться на пару ступенек в Doing Business.

Есть один очень простой и универсальный принцип, правило, по которому можно определить потенциальную привлекательность страны для иностранных инвесторов. Иностранный бизнес придет туда, в ту страну, в которой хорошо живется локальному бизнесу, для которого созданы хорошие условия.

— Как вы думаете, будут ли украинские банки ужесточать процесс идентификации клиентов, ведь в данном случае речь пойдет о международных транзакциях?

— Требования по идентификации клиентов являются более-менее стандартными во всем мире. Украина им полностью соответствует и вряд ли будет их серьезно ужесточать. Тем более что украинские банки уже имеют работающие правила и процедуры идентификации клиентов, в т.ч. и нерезидентов.

 — Не последует ли за этим упрощение процедуры для открытия банковских счетов за рубежом для украинцев? Надо ли эту процедуру упрощать?

— Процедуры открытия счетов за рубежом определяются локальными финансовыми регуляторами страны, где открывается счет, и локальным банком, в котором открывается счет. С принятием нового закона Украины «О валюте и валютных операциях», вступившим в силу 7 февраля 2019 года, были существенно упрощены процедуры открытия счетов в зарубежных банках. Больше нет необходимости в получении для этого лицензии и не надо сообщать НБУ об открытии счета в зарубежном банке.

Ограничение осталось только в сумме возможного выведения средств за рубеж в год и ожидается, что данное ограничение с течением времени будет также отменено.

— Как вы считаете, устроит ли иностранцев то, что в Украине изменились правила банковской тайны и сегодня эта информация может быть рассекречена?

— Абсолютной банковской тайны практически уже нигде в мире не осталось. Под давлением крупных государств, прежде всего США и членов ЕС, банковская тайна проиграла в борьбе с терроризмом, отмыванием средств, полученных преступным путем, уклонением от уплаты налогов и коррупцией.

Поэтому Украина находится абсолютно в мировом тренде, и правила раскрытия банковской тайны у нас не сильно отличаются от общемировых.

— Оксана, по вашему мнению, не получится ли так, что счета в украинских банках начнут открывать зарубежные компании, учрежденные украинцами за рубежом через подставных лиц или в офшоре?

— Это маловероятно по причине отсутствия весомых причин для перевода сюда капиталов. Опять же надо помнить, что такая возможность открытия счетов нерезидентами в украинских банках появилась еще более года назад. Но пока существенного притока средств от нерезов в банковскую систему Украины не наблюдается. Скорее, наоборот. Роста внешних инвестиций в экономику не наблюдается.

Что же касается финансовых инвесторов, вкладывающихся в наши ОГВЗ, то с подключением Национального депозитария Украины и НБУ к общеевропейской системе депозитариев Clearstream, иностранцы получили возможность покупать наши гособлигации напрямую через свои обслуживающие банки, не открывая счета в Украине.

— Ожидать ли в Украине роста коррупции в сфере госуправления банковской сферой после внедрения этого новшества?

— Это также маловероятно с учетом того, что коррупция возникает всегда там, где есть возможность использования властных полномочий в корыстных целях. Правила же ведения банковской деятельности в Украине давно устоялись, являются относительно универсальными и в целом соответствуют общемировой банковской практике.

Читайте также по теме