22 ноября наша страна отметила очередну годовщину Дня свободы. Своим видением того, существуют ли настоящие свобода и демократия в современной Украине и какой должна быть позиция общества для их построения, с корреспондентом «ГолосUA» поделился народный депутат, непосредственный участник студенческой революции на граните" и «помаранчевой» революции Олесь Доний.
— Господин Доний, первый вопрос простой: не потеряла Украина определенные возможности за семь лет после Оранжевой революции и если да — то возможно ли вернуть потерянное?
-Украина не исчезла с европейской карты, украинцы существуют, как отдельный народ. Соответственно, Украина имеет все шансы. Многое утрачено, по сравнению с другими странами Центральной и Восточной Европы. И потеряно не только за семь лет, а, к сожалению, с начала 90-х. Мы видим, какой огромный скачок сделали такие страны, как Чехия, Венгрия, Польша. Даже бывшие страны СССР — Литва, Латвия, Эстония — стали полноценными членами европейского сообщества. Украина имеет и право на это, имеет и шансы для этого. Но для достижения этого необходимы, безусловно, внутренние усилия. Нужно выбирать честных политиков, а не таких, в которых потом приходилось бы разочаровываться — это один из выводов за последние семь лет, возможно, один из крупнейших уроков для украинцев.
Да, нужно учиться демократии. Политика должна быть не "грязным делом", а делом честных и порядочных людей. Значит, именно их нужно избирать. В противном случае у нас будут либо постоянные разочарования, или контрреволюция. Которая, как мы видим, приносит не только подмену предыдущих ожиданий, но и ведет за собой олигархов и коррупцию в экономике и политике. Чтобы этого больше не происходило, нужно учиться демократии.
— По данным социологов, украинцы все меньше доверяют политикам, причем всем без исключения. Бытует даже такая мысль, что "не из кого" выбирать. Что вы можете ответить на это? Вы сказали "выбирать честных политиков". Но где же их взять?
— Думаю, в первую очередь нужно посмотреть на себя в зеркало — каждому из нас. Если человек считает, что все делает правильно, то, соответственно — пусть идет в политику. Ибо думать, что где-то на "печи", как Емеля, будет выращиваться некий "мессия" — это неправильно. Нам всем нужно выжимать из себя лень, агрессию, зависть и бескультурье. И учиться голосовать за нормальных людей. Ну не может быть, чтобы только в Чехии имел право родиться Вацлав Гавел, а в Украине — нет. Я знаю вацлавов гавелов и в Украине. Это честные люди, которые шли в лагеря в 60-70х. Это и Мирослав Маринович, это и Василий Овсиенко — люди, которым я лично доверяю. Которые не боялись идти в тюрьму и в те времена, и сейчас выступают против политических репрессий. То есть, такие люди есть. Просто нужно выбирать именно их, этому нужно учиться.
— Как вы считаете — с сегодняшней властью Украина может выйти, так сказать, из нынешнего экономического и политического состояния? Может ли власть как-то «прийти в себя», ведь определенный период она еще будет оставаться властью?
— Это, фактически, риторический вопрос. С этой властью, к сожалению, Украина не найдет места в европейском сообществе. Потому что там уважают не заявления, а действия. А действия нынешней власти — это произвол, надругательство над демократией, ущемление свободы слова. И пока она правит, понятно, что Украина, к сожалению, не сможет стать частью Евросоюза. Но любая власть не является вечной. Поэтому надеюсь, украинцы найдут в себе силы проголосовать за нормальных людей на предстоящих выборах. Просто хотелось бы, чтобы это было быстрее. Время идет и власть, занимающаяся расхищением страны, мечтает об увековечении, передаче в наследство этой территории (даже не государства) своим потомкам — для того, чтобы притеснять Украину вечно. Понятно, что такой сценарий для страны просто катастрофичен.
— Что делать простым людям? Протестовать, как "чернобыльцы" и "афганцы" или терпеть, пока идет время?
— На человека, который не борется за свое право на свободу и демократию, и накладывают хомут. Поэтому я всегда считал и демонстрировал своей позицией, что за права и свободы нужно бороться. Независимо от того, права ли это отдельных социальных категорий или это право на пребывание в экологической, культурной среде. Нужно отстаивать свои права — и когда мы защищаем исторические здания, которые сносят магнаты-олигархи, и когда, наступая на свободу слова, пытаются забрать частоты у телеканалов, когда сажают основных политических оппозиционеров за решетку. Нужно не бояться помогать другим, а не только отстаивать собственные права. И только таким образом можно завоевать демократию в стране. Иначе — это будет "страусиная" позиция, а из страусиного мяса, как известно, делают разные блюда. Мне кажется, что это тупиковый путь. Права никогда не дарятся.