Верховная Рада проголосовала за основу и в целом законопроект №7126 «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно отдельных вопросов прохождения государственной службы». Новым законом о госслужбе отменяются конкурсы на должности глав областных и районных администраций и руководителей центральных органов исполнительной власти. ГолосUA решил разобраться, к чему приведут изменения в новом законе о госслужбе и расспросил об этом экс-народного депутат Олеся Дония.
— К чему приведут изменения в новом законе о госслужбе?
— Данные изменения не меняют основных тенденций, которые существуют в Украине. Основные тенденции – это сворачивание процессов демократии, усиление авторитарной модели управления страной, которая становится похожей на российскую модель управления. Соответственно изменения в законе о госслужбе являются одним из элементов данных тенденций, которые это наглядно демонстрируют. Таким образом, представителям исполнительной власти сразу становится понятным, кто руководит государством. Иными словами региональные элиты будут ориентированы на политику Президента Порошенко.
— Назовите подводные камни данного закона…
— Подводных камней, которые могли бы больно ударить по госслужащим, в данном законе нет. Ударить могут не подводные камни, а власть. Если госслужащие не будут лояльными к Порошенко, то все прекрасно понимают, что их будут лишать полномочий, против них будут открывать уголовные дела и так далее. Их карьера будет зависть от лояльности к Порошенко.
— Смогут ли после принятия данного закона назначать вручную губернаторов областей?
— Механизм конкурса был зациклен на Администрации Президента не формально. Теперь данный процесс будет зацикливаться формально. Вторым таким инструментом – может стать партия. Напомню, что представители исполнительной вертикали власти и администрации имеют право принадлежать к той или иной политической партии. Но как показывает практика, в основном все чиновники на госслужбе состоят в блоке Петра Порошенко, что дает дополнительную возможности руководить ими в ручном режиме. То есть партийный механизм, это когда партийной босс или его секретарь может позвонить и сказать, что нужно делать. В Администрации Президента на это просто может не хватить рук и телефонов. Аргументация о том, что проведение конкурсов противоречит Конституции, чем власть прикрывает принятие нового закона о госслужбе, не соответствует действительности. Эта норма вообще не прописана в Конституции, то есть, идет перекручивание фактов. Власть трактует Конституцию, как ей выгодно.
— Не говорит ли это о том, что Порошенко собирается на второй президентский срок?
— Этого никто и не скрывает. Но об этом говорит не только принятый закон о госслужбе. Но и монополизация финансовых и медийных ресурсов. Данный закон – только один из дополнительных рычагов обеспечения лояльности чиновников.
— Что мешает Раде принять закон о реинтеграции Донбасса?
— Любой закон, который выставит Порошенко, будет принят 8-м созывом Верховной Рады. Появилась еще одна дополнительная цепочка — США. Процесс минских соглашений поменялся. И теперь туда добавились еще достижения определенных соглашений между представителем России Сурковым и спецпредставителем США по Украине Волкером. Как только данные процессы, в которых Украина даже не принимает участие, завершаться, от Порошенко сразу же поступят окончательные указания. После чего он передаст их на голосование Раде, которая без воли Порошенко не может принять ни одно решение. Она примет закон именно в той редакции, которую спустит им гарант.