Марина Иванова
08:00 08/02/2016

О. Доний: «Украина обречена на системный кризис»

Нынешнее положение украинской власти близко к критическому и может привести к значительным кадровым изменениям в государстве. В первую очередь, речь идет о Кабинете министров. Как заявил премьер Арсений Яценюк после отставки министра экономики Айвараса Абрамавичуса из-за блокирования реформ в министерстве и встречи послов G7 с Президентом и премьером, Кабинет министров уйдет в отставку в полном составе в случае, если Верховная Рада примет решение о его переформатировании. О том, как могут развиваться события на украинском властном «Олимпе» в ближайшем будущем что это будет означать для страны, корреспондент ГолосUA расспросила президента общественной организации «Центр исследований политических ценностей» Олеся Дония.

— Олесь, насколько серьезны масштабы нынешнего политического кризиса?

— Считаю, что в политический кризис Украина вступила, сделав ошибочный выбор после победы на Майдане. Когда, не разобравшись, выбрала политические силы и политиков, которые не в состоянии были привести страну к демократическим ценностям. Я предупреждал, что нельзя ставить Яценюка премьером — он не сможет действовать против олигархата. Так и случилось. Думаю, что и избрание Порошенко Президентом было ошибочным. Поэтому Украина обречена на системный кризис. Пребывание у власти нынешних руководителей гарантирует, что наша страна будет самой бедной в Европе — с постоянным хаосом, руководством олигархата. А мы уже стали беднее Албании. Сейчас наблюдается лишь одно из проявлений этого кризиса. Скорее всего, в силу инстинкта самосохранения, все эти «обломки власти» договорятся между собой и попытаются «сохранить лицо». То есть, не допустить каких-то кардинальных трансформаций.

— Но какие-то изменения в правительстве все же возможны?

— Может идти речь только о «точечных» изменениях. Но к сожалению, полная смена правительства, включая премьера, о чем говорят многие политологи, эксперты и население, и даже парламентские выборы — не сменят ситуацию. Ведь Украина, независимо от Конституции, в реальности является не парламентско-президентским, а полностью президентским государством, где президенту подконтрольны как силовые органы, так, реально, и бесхребетный парламент, и олигархические кланы. Однако, пока речь идет лишь об увеличении влияния группы Порошенко в Кабмине, и уменьшения «веса» группы Яценюка. Но разницы в том, кто будет «смотрящим», нет. Надежды, что если вместо Яценюка будет Гройсман (спикер Рады Владимир Гройсман — ред.) или Ковальчук ( первый зам. Главы АП Виталий Ковальчук — ред.), все наладится — просто вредны. Ведь у нас три Генеральных прокурора было после Майдана… Но проблема в том, кто подбирает эти кандидатуры.

— Запад всеми силами стремится не расшатывать ситуацию в Украине. Вот и послыG7 пытались помирить Порошенко с Яценюком…

— Насколько мне известно из общения с западными коллегами, послы не собирались кого-то мирить. Это было последней попыткой подтолкнуть власть к борьбе с коррупцией. Они, в силу своей наивности, думают, что борьбу с коррупцией может возглавить Порошенко. А те, кто говорит сегодня о Кононенко (замглавы фракции БПП Игорь Коненонко, временно сложивший с себя полномочия — ред.) бояться заявить, что он — отнюдь не самостоятельная фигура. И для Порошенко бороться с ним все равно, что бороться с самим собой. Вопрос не только в Кононенко: у нас все устроено так, что может процветать только бизнес приближенных к власти людей.

— Почему только сейчас это становится столь явным?

— Для общества это, на самом деле, не явно. Украинцы, получив войну на востоке страны, наибольшей опасностью считают именно ее. Коррупция, в сравнении с убитыми и раненными, кажется не такой уж страшной угрозой. Власть манипулирует угрозой боевых действий в зоне АТО, которые в момент выборов «внезапно» стихают. Но главное стратегическое направление сейчас — ослабление Украины изнутри, чтобы остановить ее демократизацию и европеизацию, о чем свидетельствует ряд принятых законов и результатов международных переговоров. Это — политическая «многоходовка».

— Есть ли у нас шансы выиграть в ней? Хотя бы в экономическом плане?

— Страны, которые останавливаются в своем развитии, проигрывают в мировой конкуренции. Ведь почему к нам не идут инвестиции? Ведь они поступают в страны, даже находящиеся в состоянии войны, с высоким уровнем коррупции. Но в Украине — устаревшая олигархическая модель управления, почти не развит мелкий и средний бизнес. А это означает, что давно уже все поделено, ни один олигарх не допустит внешней конкуренции.

— Но Запад продолжает ставить на Яценюка и Порошенко…

— Я неоднократно общался с западными дипломатами, политиками. Они еще полгода назад понимали, что это — коррупционные «центры влияния». Но будут продолжать давать Украине деньги, как четко обозначили, «на разворовывание». Цель — чтобы Россия «загрузла» и не пошла дальше, в страны Балтии, Польшу, Болгарию и так далее. Раньше существовали надежды, что Украина может стать «новой Польшей», теперь их нет. 

Читайте также по теме