О. Гомель: «Оценка первых успехов ребенка в школе поможет ему стать успешным в будущем»

Совсем скоро в школах прозвучит первый звонок, и у тысяч первоклашек начнется почти взрослая жизнь – уроки, задания, первые успехи и неудачи в освоении школьной программы. Многие родители, провожая малышей в первый класс, очень тревожатся: будет ли ребенку комфортно в новом коллективе, как он поладит с учителем и одноклассниками? О том, как помочь первоклашке почувствовать себя уверенно буквально с первых школьных дней, а также — как правильно оценивать его старания в школе, корреспондент ГолосUA расспросил практикующего психолога Оксану Гомель.
-Оксана, нужно ли оценивать учебу первоклассников?
Дело в том, что нашим законом установлено – оценки первоклассникам не ставятся.
-Мои коллеги-журналистки, и, одновременно, мамы первоклассников, рассказали: у кого-то в школе детям за успехи выдавались «звездочки», которые в конце года можно было обменять на сладости или канцтовары. В другом варианте, в классе формировался ежедневный рейтинг успеваемости малышей. Такой способ оценивания первоклашек имеет право на существование?
-С одной стороны, учителям сложно выйти из этой системы, отказаться от оценок в принципе. Раньше и в пятом классе первое полугодие не оценивалось, ведь там тоже идет серьезная адаптация. Оценки убрали для того, чтобы во время адаптации убрать лишние для ребенка стрессы. С другой стороны, об учителях никто не позаботился – как им мотивировать детей без оценки. Ведь без конкуренции, опираясь только на то, что знания нужны, это делать непросто. И в нашей системе образования времени на это нет. Да и за те деньги, которые платят учителям, лишь единицы захотят заниматься этим во внеурочное время.
-Так, может быть, оценки в первом классе не нужны?
-Существует так называемая «теория поглаживаний». Это – проявление внимания. Если ребенок не получает позитивного «поглаживания», он будет искать негативное, в вакууме человек находится не может. Теория родилась из наблюдения, что брошенные грудные дети болеют и умирают чаще, и развитие у них хуже, потому что отсутствует тактильный контакт. Когда мы вырастаем, потребность в тактильном контакте мы заменяем социальным вниманием. Если «посадить» первоклашку в вакуум, не хвалить и не ругать за то, что он делает, он все равно будет искать способ добиться внимания, кто-то начнет искать негатив, а кто-то вообще перестанет учиться. Поэтому какое-то оценивание должно быть. И учителя правильно идут по пути «зарабатывания звездочек», это – способ позитивного «поглаживания». Но здесь проблема в том, насколько учитель внимателен к тому, как часто получают дети эти «звезды». Чтобы не было такого, что один ребенок ежедневно уходит со «звездой», а другой – очень редко. Учитель обязан выдавать эти «звездочки» с индивидуальным подходом.
-Оценивать не успехи, а старания?
-Я не сторонник оценки стараний. Оценивать нужно результат. Вспомните Моцарта и Сальери – мы оцениваем результат, а не то, сколько усилий к достижению его приложено. Я сейчас вижу много людей, у которых оценивали усилия. У них выработана психологическая игра «Старайся», и результат такому человеку не нужен. «На выходе» — много бурной деятельности, и никакого результата. Что касается оценивания результата, то тут для каждого ребенка очень важен индивидуальный подход. Кто-то «хватает звезды с неба», а кто-то с трудом выучивает первую строку таблицы умножения, но его за это нужно похвалить. И если в предыдущем задании у ребенка 20 ошибок, а сейчас 18 – его нужно похвалить, это – личный рекорд. В нашей системе образования учителю это очень сложно сделать, но это могут осуществить родители, даже подсказав преподавателю.
-Как вы относитесь к школьным рейтингам в младших классах?
-Если они справедливы – позитивно. Однако они должны практиковаться в правильной форме. Если на основании рейтингов детей в одной из гимназий каждую четверть переводили из класса «В» в класс «А», например, это работало, ребенок мог собрать все силы и стараться. Если же это делается раз в год – для ребенка это очень долгий срок, год он не выдержит, не сможет «держать марку». Но если рейтинговая система построена на интригах учителей и деньгах, ничего в ней полезного нет.
-Какие ошибки могут допускаться при оценивании малышей?
-Рейтинга быть не должно, это должна быть индивидуальная «звездочка». Можно в конце года обменять их на сладости, но не вывешивать ежедневных рейтингов, сколько кто заработал. Таким образом, мы возвращаемся к «завуалированной» оценке. Для большинства, заработавшего меньше таких «наград», это – позор. Но, в то же время, слов для малышей мало, им нужно визуальное доказательство их успехов. Главное, повторюсь, индивидуальный подход к детям.
-Как родители могут поощрить ребенка?
-Это может быть похвала, доброе слово. Возможно, когда приходят гости, можно продемонстрировать детский рисунок. Это значит: «Я горжусь твоими достижениями», а не «покупаю» их. «Платить» подарками за школьные успехи не советую.

Читайте также по теме