О.Гомель: «Школьная форма подготовит к успешной карьере»

В августе многие из родителей занимаются усиленными поисками школьной формы для своих чад. И, чтобы найти не очень дорогой, качественный и красивый костюмчик, убивают кучу времени. Однако чтобы ребенку было комфортно в форме, она должна не только соответствовать требованиям родительского кошелька и школы или гимназии. О том, как подбирать «правильную» школьную форму, в которой школьнику и учиться будет легко, корреспондент ГолосUA расспросил практикующего психолога Оксану Гомель.
— Оксана, как вы относитесь к школьной форме? Она имеет «право на жизнь»? Или все же лучше, чтобы дети одевались в школу по-разному?
— Я придерживаюсь точки зрения, что школьная форма полезна. И очень хорошо, если школа закупает одинаковую форму для всех учащихся.
Во-первых (об этом говорили еще в Советском Союзе) когда дети одеты одинаково, не так бросается в глаза, кто ходит в модных, а кто – в немодных вещах. Ведь, если нет формы, кто-то каждый день меняет наряды, а у кого-то один пиджак и одна юбка, и над ним смеются. Форма упрощает жизнь детям из менее обеспеченных семей.
Во-вторых, как ни крути, школьная форма организует, не отвлекая на дополнительные разговоры по обсуждению одежды, в первую очередь девочек.
— А что плохого может быть в школьной форме?
— Иногда заходит разговор о том, что школьная форма вредна и мешает детям самовыражаться. Но я считаю, что в школе надо выделяться другим – например, интеллектом или творческими способностями. А для того, чтобы выразить себя в нарядах, есть внешкольное, свободное время. Ведь дети все равно встречаются, обмениваются фотографиями в соцсетях.
А во взрослом мире много компаний с дресс-кодом. И форма – это уже некий навык дисциплины, в том плане, что если ребенок в будущем захочет достичь успехов в определенной сфере, он должен будет соблюдать определенный дресс-код. «Маленькая практика» для будущего.
— Говорят, что темные цвета угнетают. Какого цвета должна быть форма?
Это чаще говорят о черном цвете, но у нас он и не предлагается для формы. Да, если человек регулярно ходит в черном, это уже – показатель состояния его психики. Показатель, что у человека сейчас происходит что-то, от чего он хочет отгородиться. И, наоборот, если вам нравятся яркие цвета – вы готовы к общению с миром, к переменам, не хочется закрываться в своей «ракушке».
Но со мной был один интересный случай: я участвовала в собрании психологов, и за своей спиной услышала «что это за специалист, психолог не может ходить в черном». А у меня был просто траур по лету, в первый холодный день после тепла… Так что однозначно судить по цвету одежды о состоянии человека все же не стоит. Но,с практической точки зрения, если одеть детей в белую форму – сколько раз придется ее стирать? Для «компенсации» темного оттенка формы существуют белые рубашечки.
В то же время, если исходить из психологии цвета, синий – цвет силы и организованности. Темно-бордовый, красный, вопреки расхожему мнению — это не цвет агрессии, а цвет активности. И темно-красный не вызывает какой-то большой активности, действует сдержанно, но может ее стимулировать. Коричневый же цвет, в котором мы ходили в школу, более спорен – это цвет перемен, не зря он популярен он в осеннее время, когда человеку трудно понять, чего он хочет именно сейчас. Поэтому я бы его не рекомендовала для формы. А темно-зеленый, как и светлые оттенки этого цвета – успокаивающий.
Темные тона не отвлекают зрение и внимание ребенка. Если все будут яркими, они же доску в классе не увидят, будут уставать от этой яркости за день. А темные тона стимулируют, и при этом не «навязываются». Поэтому ничего страшного в них нет, да и ребенок не находится 24 часа в этой форме.
— Как педагогу переубедить родителей, желающих, чтобы их чадо выделялось при помощи наряда?
— Родители привели ребенка в школу на определенных условиях. И если их что-то не устраивает, они всегда могут повернуться и уйти в другое учебное заведение.
Но важно и поинтересоваться у родителя, почему так важен именно этот цвет. Если у родителей нет денег, и им кто-то подарил «неправильную» форму, то что бы вы им не сказали, они будут стоять на своем. Надо попытаться их понять. А с ребенком можно попытаться как-нибудь пошутить, учителя это умеют.
— Как вы относитесь к стремлению школьников самовыразиться через аксессуары?
Ничего против аксессуаров в школе не имею. Вспомните, как было в нашем детстве, когда сережки на уроках вынимали из ушей. Но когда это в норме – почему нет? Но это не должно быть откровенно броско, чтобы окружающие ничего не видели, кроме этого браслета или серег.
Это тоже, скорее, вопрос к родителям. Некоторым проще отмахнуться, чем проявить свою позицию. Отказаться переубеждать ребенка или тратить время на объяснение правил, которые могут потом пригодиться в жизни, а – поругаться с учителем.
Ну хочется детям отличаться, главное – они же в форме. Есть какие-то скромные сережечки, браслетик. Почему нет? Они же все равно выбирают себе разные «особенные» тетрадки, пеналы. А вопрос дороговизны – это к родителям.
Есть и другая проблема. Существуют дорогостоящие школы, колледжи, гимназии, куда родители со средним заработком отдают детей, и потом «тянутся» из последнего, оплачивая обучение. Уровень подарков-расходов в таких школах выше. А уровень образования мало отличается. Лучше не «запихивать» туда ребенка, чтобы он потом страдал. Ребенок не выдерживает, ведь ему хочется быть не хуже других. Но родители, как правило, не слышат жалобы детей, а потом чадо отказывается ходить в школу.

Читайте также по теме