Первое сентября для первоклассника – это день, когда он окунается в новый, незнакомый ему мир. Многие родители переживают за психологическое состояние своего малыша. В интервью ГолосUA практический психолог Оксана Королович рассказала о том, как подготовить первоклассника к учебе, как помочь ему освоиться в новом коллективе и других проблемах, связанных с первыми месяцами учебы в школе.
— Как нужно психологически настраивать ребенка к учебному процессу?
— Главное, чтобы школа появилась в жизни ребенка вовремя. Если вы отправите ребенка в школу не в шестилетнем, а в семилетнем возрасте, вы этим ему уже помогаете быть более адаптивным к школе.
В первые недели обучения мама должна быть близка к ребенку: забирать со школы, уделять внимание после занятий, делать что-то вместе, чтобы ребенок не чувствовал резкого перехода во взрослую жизнь. Понимаете, школа сама по себе – это уже состояние взросления, когда нужно нести ответственность. Потому что в школе появляется система оценок, система контроля, и ребенок из безмятежной жизни ныряет во взрослую тяжелую жизнь с ее непростыми атрибутами.
Ошибка родителей заключается в том, что они бросают малыша одного плыть в этом море ответственности и взрослой жизни, что очень сильно травмирует ребенка. Первое время нужно помочь школьнику составить график, в котором он сможет сам определить, что ему сначала делать. Это создаст некий режим. Также важно наладить контакт с учительницей, и поговорить с ней о том, какие особенности у вашего первоклассника, как он воспринимает информацию, как он относится к критике и системе оценок.
— Когда ребенок только-только пошел в школу, советуете ли вы родителям делать с ним уроки, собирать ранец вечером или все-таки лучше сразу приучать к самостоятельности?
— Первое время это нужно делать, если вы видите, что ребенок в этом нуждается. Но при этом, какую-то часть времени лучше просто наблюдать за тем, как ребенок делает уроки, поддерживать его. Я не сторонник постоянного контроля над ребенком. Лучше после школы спросить – что было интересно в школе, что нового и интересного узнал сегодня, о чем разговаривал с мальчиками и девочками, есть ли новые друзья. Это помогает вам сблизиться.
— Когда лучше делать уроки – сразу после школы или позже?
— Родители делают большую ошибку: когда ребенок начинает ходить в школу, они перегружают его дополнительными знаниями. Начинается цейтнот: ребенок ходит и к репетиторам. Но у него должно быть свободное время и часы для работы. А сразу после школы малыш должен отдыхать.
— Если ребенку не нравится учитель, стоит ли перевести его в другой класс?
— Да, конечно. Родитель всегда должен быть на стороне ребенка, потому что родитель для ребенка – это тыл, это безопасность. И если ребенок остается один на один с проблемой, потому что его учитель – заслуженный и т.д. и т. п. и очень нравится родителям, то ребенок остается брошенным в этой проблеме. А ведь учитель для ребенка – это второй родитель. Он должен создавать безопасность, но в школе, в социуме. А родители – создают безопасность в доме, в семье.
— Какие советы давать первокласснику, чтобы он подружился с одноклассниками?
— Понимаете, есть дети открытые, у которых коммуникативные навыки развиты достаточно хорошо, а есть дети закрытые, которые могут общаться с другими детьми только по прошествии какого-то времени. В зависимости от темперамента ребенка детский психолог может подобрать разные инструментарии – как ввести конкретного ребенка в конкретный коллектив.
— Как ребенку не стать изгоем в коллективе?
— Чтобы ребенок не стал изгоем, родители должны внимательно следить за тем, как он адаптируется. Как только родители видят, что у ребенка нет друзей, он ни с кем не общается, его не принимают, нужно начать решать проблему. Ведь это неправда, что все его одноклассники плохие. Просто бывает такое, что ребенок настолько не может адаптироваться в коллективе в целом, что уже становится неважно, в какой класс он попадет — тут уже проблема в самом ребенке. Тогда нужно обратиться к специалисту, чтобы понять, в чем причина невозможности ребенка быть в коллективе.
— Почему дети становятся изгоями?
— Чаще всего проблема в непонимании, что ребенок может дать коллективу, и, наоборот, что коллектив может дать ребенку. И тогда ребенок теряется.
Вторая причина — очень завышенные ожидания ребенка от самого себя. Это случается в том случае, если родители вбивают в голову малыша, что все вокруг – плохие, и только он один – хороший. То, что муссируется дома, он вкладывает в свою внутреннюю матрицу, и ему очень тяжело общаться со сверстниками.
Третья причина – когда ребенка очень агрессивно воспитывают, и он никому не доверяет. Тогда, находясь в социуме, он не идет ни с кем на контакт. А более детально нужно уже анализировать в каждом отдельном случае.
— А если родители не уследили и ребенок уже стал изгоем, нужно перевести его в другой коллектив или все-таки отправить к психологу?
— Переводить в другой класс не обязательно. Перевод – это крайняя мера. Если же проблема на начальной стадии, нужно ребенка научить, как правильно реагировать на трудности.
— Как не развить у ребенка комплекс отличника?
— Не ругать за оценки. Завышенные требования обязательно приведут к синдрому отличника.
— А можно ли стимулировать ребенка хорошо учиться?
— Я вообще выступаю против самой трактовки «хорошо учиться», потому что на самом деле единственное, что ребенок может получить от родителей – это мотивация. Ребенку должно быть интересно – и точка. Если ему будет интересно, он будет получать информацию в процессе обучения. Если же ребенку не интересно – это вопросы к учителю.
«Хорошо учиться» и «быть хорошим учеником» — это все советская педагогика, когда ты должен быть удобным. Из-за этого вы убиваете личность как таковую. В результате мы к 11-му классу получаем либо нормальных двоечников и троечников, либо тяжелых психиатрически больных (или тех, кто находятся в пограничном состоянии) отличников.
Возьмите статистику и посмотрите, как отличники устроили свою личную жизнь – и вы увидите страшную картину. Чтобы ребенку было интересно учиться, он не должен отвлекаться на проблемы с одноклассниками, он должен хорошо адаптироваться в коллективе, у него должны быть хорошо развиты коммуникативные навыки – те качества, которые помогают ему вливаться в коллектив.
Если есть хороший педагог с одной стороны, и мотивация родителей – с другой, то, поверьте, нынешние мудрые и умные дети схватывают информацию мгновенно. И, таким образом, становятся очень хорошими учениками. Но при этом, они сохраняют свою внутреннюю позицию, а не потому что нужно соответствовать образу хорошего ученика.