О. Короткевич: «К 2020-му году каждый 10-й километр распределительных газопроводов в Украине будет аварийным»

Украина взяла на себя обязательства ввести реформу рынка природного газа. В правительстве идет подготовка к введению новых тарифов на «голубое топливо», и не исключено, что они вступят в силу уже с 1 апреля. При этом недавно Кабмин увеличил нормы потребления газа для домохозяйств, не оборудованных газовыми счетчиками. Объявят ли газоснабжающие компании должниками миллионы украинских семей? Деятельность субъектов газового рынка в Украине относительно объектов системы и населения в интервью ГолосUA оценила Оксана Короткевич, эксперт Института общественно-экономических исследований.  

— Оксана, какова главная проблема на рынке газа в Украине на данный момент?

— Украина взяла на себя обязательства ввести реформу рынка природного газа. Ключевым документом, устанавливающим в стране новые европейские нормы, определенные в Третьем энергетическом пакете ЕС, является принятый в апреля 2015 года закон «О рынке природного газа». Он был разработан в тесном сотрудничестве с Энергетическим Сообществом. Документ содержит механизм поддержки незащищенных потребителей и контроля над качеством услуг, делает рынок прозрачным и понятным для инвесторов, стимулирует конкуренцию. Кроме того, указанным законом четко очерчены границы вмешательства правительства. Что он нам дает? Самой главной целью является разделение функций оператора на поставку и транспортировку природного газа, обеспечение права потребителей на свободный выбор поставщика газа, что в свою очередь предусматривает доступ третьих лиц к газотранспортной (ГТС) и газораспределительной системе (ГРС). Также следует обратить внимание на такую ​​новую норму принятого закона Украины «О рынке природного газа», которая предусматривает обязательную плату за пользование  распределительными сетями, а также передачу сетей с баланса облгазов на баланс вновь созданной государственной компании или самого «Нафтогаза». Но одна поправка при окончательном голосовании за закон добавила больше вопросов, чем были сняты и не имеет права быть воплощенной в жизнь.

Когда рассматривался закон про рынок газа, с голоса была внесена правка 213, которая обязывает теперь платить облгазам за пользование государственными сетями. До этой нормы облгазы не платили, а подразумевалось, что они, вкладывая свои деньги в ремонты и модернизацию и следя за техническим состоянием сетей практически в расчете с государством. Теперь это правка обвязывает платить облгазам за пользование газовыми сетями. Сколько денег и за какое количество государственных сетей платить, вот вопрос. Без аудита это очень тяжело имплементировать в жизнь. Также постановление КМУ о передаче сетей «Нафтогазу» обнажила весь комплекс проблем, которые накапливались годами из-за неквалифицированного управления государственным имуществом, принадлежащим гражданам Украины. В Законе «О рынке природного газа» идет речь о том, что платными будут только государственные сети. А как же быть с частными и коммунальными сетями, которые, по словам самих же чиновников, на сегодня составляют 40% на рынке. Как это все соединить и  вывести из чего будет состоять плата за услугу?  Все это должен разработать регулятор, который тоже сегодня в процессе изменений.

— Еще одним большим событием на газовом рынке является реформа корпоративного управления «Нафтогаза»…

— Постановлением № 1002 КМУ утвержден новый устав «Нафтогаза» и план реформы корпоративного управления. Уже состоялась передача 100% акций компании от Минэнергоугля в МЭРТ. На сегодня разработаны и представлены 2 модели реформирования "Нафтогаза". Одна — Министерством энергетики и угольной промышленности, а вторая — самим «Нафтогазом». Последний представил более деловую модель, Минэнергоугля отстаивает свои интересы на дочерние компании НАКа, которые занимаются транспортировкой газа и нефти. Все это хорошо, но ложка дегтя в этом тоже есть. В отсутствии единого вектора государства в энергетической отрасли рынок газа выглядит как в басне Крылова  «Лебедь, рак и щука». Все то тянут на себя, то делают под себя, то защищают, то нет.

— Что нужно сделать для того чтобы рынок газа полноценно заработал?

— Нужно принять Верховной Радой зарегистрированный еще 15.10.2015 года законопроект №3325  о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно обеспечения условий функционирования рынка природного газа. Согласно ему вносятся изменения в 17 других законодательных актов Украины с целью создания предпосылок для новой модели рынка природного газа. Этим проектом закона предусматривается что, государственные газораспределительные сети должны находиться на балансе у предприятия государственной формы собственности, которое будет определено Кабинетом Министров Украины, а не на балансе облгазов (частных компаний), как это происходит сегодня. Также предлагается перенос срока установки счетчиков природного газа для приготовления пищи до 01.04.2017 года и предусматривается конкурентная среда относительно исполнителей работ по установке. В то же время речь идет об усилении санкций за нежелание устанавливать счетчики природного газа, обеспечении условий для реализации права потребителя на замену поставщика, создании единой базы абонентов природного газа, необходимой для полного учета использования природного газа в Украину и другое.

— По вашему мнению, почему решение по данному законопроекту не принимается?

— Конечно, остается много вопросов, которые требуют более четкого понимания и принятия решений, поэтому в комитете ТЭК решено более основательно поработать над этим проектом закона. По моему мнению, рассмотрение откладывается, в первую очередь,  так как для того чтобы полностью узаконить описанную схему, нужно не только провести через ВР законопроект, а еще иметь информацию от Кабмина об уже определенной  компании, которая будет принимать денежные средства от сдачи в аренду сети и подготовленный проект договора модели аренды. Согласно источникам, близким к КМУ, в образце договора уже указана пропорция распределения арендной платы. Пунктом договора предусматривается , что «арендная плата перечисляется в государственной бюджет и арендатору в пропорции 70% на 30% ежемесячно ,,,,» А кто будет новым арендатором? Компания «Нафтогаз»  или компания Минэнергоугля, а может и другая? Цена вопроса составляет 7 -8 млрд. гривен в год —  это общая сумма арендной платы за пользование распределительными сетями. Эти средства ежегодно будут платить потребители природного газа, которые, в свою очередь, получают это в составе тарифа на распределение природного газа.

— Расскажите о других этапах необходимой, на ваш взгляд, реформы…

— Следующим этапом реформы является принятие законопроекта о НКРЭКУ, который уже почти год никак не может найти хотя бы одно редакционное оформление. В Верховной Раде уже зарегистрированы 4 законопроекта, которые касаются деятельности НКРЭКУ. Почему  соответствующий закон важен для рынка? На сегодня весь рынок энергетики и коммунальных услуг составляет около 400 млрд грн. в год. НКРЭКУ устанавливает правила игры на этом рынке и должна обеспечивать балансирование интересов государства, бизнеса и потребителей. От того, какой комиссия будет, зависит почувствуют ли потребители защищенность от энергетически — коммунальных олигархов.

— Что главное нужно изменить в работе регулятора?

— В Украине этот орган всегда был ручным. Он не независимый, а постоянно политически заангажированный. На мой взгляд, последний законопроект, который разработан совместно с европейскими и украинскими экспертами, депутатами, общественностью более похожий на тот, согласно которому действительно должен действовать регулятор. Но и этот проект закона требует доработки. Возможно, все предусмотреть, прописать, кто будет членами комиссии, но если не изменить всю структуру, то, что изменится? 

— Вернемся к реформе — еще один ее элемент то, что к июню 2016 года должны отделить от «Нафтогаза» дочернюю компанию ПАО «Укртрансгаз», которая занимается транспортировкой природного газа…

— Как я уже отметила, сейчас продолжаются жаркие дебаты, и каждый представляет модель реформирования «Нафтогаза» с целью «потянуть одеяло на себя». Разного рода понимание стратегии реформирования НАК "Нафтогаз Украины" между главой Кабмина и руководителем Минэнергоугля -этому яркое свидетельство. Как отмечается в  разработанном  ЕБРР плане реформирования — конечным владельцем НАКа являются граждане Украины. А украинское руководство, поднимая с 1 апреля 2015 новые тарифы на природный газ, попало в комичную ситуацию, когда «Нафтогаз» отметил, что не он это сделал, а НКРЭКУ. Правительство настаивало, что это обязательство Украины перед Международным банком. Замкнутый круг, который до сих пор не  разорван.

— Как вы оцениваете отсутствие единой государственной стратегии в отношении энергорынка?

— Отсутствие единой государственной стратегии, распыление функций между министерствами, как и политики на энергорынке, частью которого является и газовый рынок, получило свое отражение в ситуации, сложившейся в Днепропетровской области. 12 февраля 2016  года "Укрнафта" прекратила добычу нефти и газа на Юрьивськом, Голубовском  и Лопушнянском месторождениях в связи с отзывом лицензий Государственной службой геологии и недр. Местная община этих городов осталась без газа для отопления домов, детских садов, больниц, ведь «голубое топливо» непосредственно поступало к ним из этих месторождений. Моя позиция заключается в том, что если фиксируются нарушения, то надо наказывать вплоть до остановки лицензий, но после согласования между госорганами и выработки плана действий по этому правонарушителю. Ведь, когда проводятся игры с олигархами, страдают потребители — граждане страны. Реформы нужны, они актуальны, так как общество меняется во всем мире. И хотим мы или нет, мы должны это делать. Любая реформа — это стресс для страны и ее граждан, есть победы и поражения на весомом пути, который проходят все страны. Но, начав их, государству нужно собрать всех стейкхолдеров газового рынке в целях эффективного обеспечения и для защиты энергетических интересов граждан.

— Что на ваш взгляд привело к тому, что в 2015 году объемы добычи газа снизились, темпы бурения новых скважин близки к нулю, а инвесторы один за другим пересматривают планы проектов по добыче газа на нашей территории? Как вы оцениваете нынешнюю ситуацию с рентными ставками на добычу газа в Украине?

— Увеличение ставок рентных платежей в бюджет резко отразились на добыче природного газа. Также нестабильная политическая и экономическая ситуация в стране отвлекла крупные иностранные компании с рынка Украины. Изменение ренты создала условия, когда частные компании, работающие по договорам совместной деятельности по ставке в размере 70%, искусственно снизили добычу, в то время как государственная компания «Укргаздобыча» с целью выполнения производственного плана взяла на себя обязательства. У «Укргаздобычи» заключены договора про совместную деятельность с частными компания. То есть,  есть скважина, а на нее имеются все разрешительные документы, но так как у  «Укргаздобычи» нет денег обслуживать скважину в полном объеме, инвестиции государством не выделяются, заключаются такие договора. Потом при добыче газа идет раздел продукта, и каждый участник этого договора получает свою часть, естественно потом платит ставку рентных платежей в бюджет от количества добытого газа. Так вот «Укргаздобыча» проводит расчеты по рентным платежам в бюджет или наращивает себе задолженность перед бюджетом, когда «Нафтогаз» своевременно не рассчитывается за полученный газ, а затем ее реструктуризирует со ставкой в ​​36%. Так как потребление газа — это сезонный продукт, тот газ, который добывается летом, идет в хранилище до нового отопительного сезона. Заранее за него «Нафтогаз» не рассчитывается перед «Укргаздобычей». В учете компания показывает приход, и автоматично насчитывается рентная ставка платежа в бюджет. А рассчитаться предприятие перед бюджетом сможет, только когда «Нафтогаз» начнет продавать газ для отопления населению и население будет платить.

— Что нужно, чтобы вернуть инвесторов на рынок?

— Правительству нужно очень потрудиться. На мой взгляд, не хватает политического решения. А также действительно проводить необходимо реформы,  а не выдавать лозунги за действительные шаги.

— Расскажите о взаимосвязи между снижением рентных ставок и субсидиями для населения…

— В бюджете Украины на 2015 год поступления от рентных платежей на добычу природного газа были привязаны к субсидиям. То есть поступления в бюджет от рентных платежей затем идет на выплату субсидий для населения. Сумма субсидий каждый год увеличивается и была согласована с МВФ. В 2015 году она составляла 24 млрд грн., в  2016 — 34 млрд грн., в 2017 году она будет составлять более 40 млрд грн. В то же время поступления от рентных платежей в бюджет сильно сократились за счет уменьшения добычи газа частными компаниями и «Укргаздобычей».

— По прогнозам Минэкономики и экспертов в течение 2016-17 годов будет происходить снижение добычи газа на территории Украины. Тем не менее, представителями газодобывающей отрасли заявлено, что «Укргаздобыча» намерена увеличить объемы добычи газа в 20 млрд кубов в год, как это предусмотрено программой «Стратегия 2020». Реально ли это?

— Это реально, если направление станет национальным приоритетом государства. Это возможно за счет уменьшения рентных ставок для добывающих государственных и частных компаний, введения нового налогообложения, проведения научно-технического аудита существующих месторождений или разработки новых. Также процедура предоставления разрешений на пользование недрами должна проводиться на конкурентных условиях. И самое главное — необходимо вводить прозрачную систему в нефтегазовой отрасли. 

— Каким образом, учитывая украинские реалии, можно выстроить действительно новую модель пользования газораспределительными сетями? 

— Проектом закона №3325 предполагается, что Кабмин определяет определенного субъекта хозяйствования государственного сектора экономики, который получает на праве хозяйственного ведения государственные ГРС и в дальнейшем передает их в пользование операторам газораспределительных систем исключительно на условиях платного пользования. Это осуществляется путем заключения договоров аренды. На мой взгляд, это не решает вопрос газораспределительной отрасли — привлечение значительных инвестиций в модернизацию критически устаревших основных фондов, что создает опасность при их эксплуатации. Привлечь инвестиции будет возможно, если инвестор будет уверен в существовании долгосрочных отношений пользования ГРС, что практически исключается в случае введения арендных отношений. Более того, арендные отношения никоим образом не стимулируют инвестора вкладывать средства в ГРС, поскольку, увеличивая ее стоимость, арендатор увеличивает размер арендной платы. Исследовав опыт других стран, можно отметить, что попытки передачи в аренду, концессию объектов государственной собственности, не во всех закончились  положительно. Поэтому, учитывая украинские реалии и международный опыт, желательно выстроить действительную новую модель пользования газораспределительными сетями. А перед этим главное провести полную инвентаризацию этого имущества, а затем выстраивать схемы. Также без полного учета прохождения газа по сетям, чтобы иметь представление кто кому должен, не имеет смысла начинать.

— Проанализируйте вопрос тарифообразования на газ в Украине и последнее повышение тарифа для населения…

— Тарифообразование на газ в Украине за последние 2 года не изменилось, оно, как и ранее непрозрачное. За последние 2 года нам так и не удосужились объявить полный баланс газа по стране. Непонятно сколь газа страна закупает, сколько добывают государственные компании, и главное почем этот газ и как он трансформируется в конечную цену с учетом всех затрат на транспортировку и поставку.  Очередное повышение газа на 56% и тепла в результате на 80% нас ждет уже в апреле, те есть летом мы будем уже принимать душ по цене 50-60грн за м3 горячей воды. И главный вопрос остается открытым, куда уходят наши деньги, как за коммунальные платежи, так и в виде субсидий из госбюджета. Ведь это тоже наши с вами деньги, причем субсидий заложено в бюджете на этот год  примерно на 35 млрд. грн. Я негативно оцениваю не поднятие тарифов, это понятно, что нужно менять тарифы. Во всем мире природные ресурсы не стоят копейки. Но наш подход,  а можно сказать «шоковый прыжок», это бессистемно и необдуманно. Видна тенденция, когда люди просто отказываются от коммунальных услуг (сидят без света и тепла), которую наши правители объясняют экономным использованием. В Европе это все проводили при растущей экономикой, а у нас при крахе. 

Читайте также по теме