Фальсификаторы в Украине чувствуют себя как сыр в масле. В сгущенку, масло и даже творог добавляют немолочные жиры, масло заменяют спрэдом, и выдают все это за продукцию, которая отвечает ГОСТу. Главный государственный орган в сфере защиты прав потребителей и контроля качества продуктов – Госпотребинспецкция — находится в стадии реформации, в бюджете страны отсутствует финансирование на проведение исследований продуктов, которые реализуются на потребительском рынке. В то же время, с сентября 2015 года в ресторанах и супермаркетах Украины станет обязательным внедрение системы контроля качества продукции, основанной на принципах ХАССП. Об этом в интервью корреспонденту ГолосUA рассказала заместитель главы правления Общественной организации «Общественный контроль защиты прав потребителей» Ольга Котехова.
— Ольга, какие основные опасности подстерегают потребителя при покупке молочных продуктов?
— В супермаркетах преимущественно реализуется продукция производителей известных марок, которые дорожат своим именем и следят за качеством. При этом супермаркет супермаркету рознь. К примеру, в «Сільпо» — жесткий контроль качества и жесткая ответственность за поставку некачественной продукции. Такая же ситуация в сети «Велика кишеня», «NOVUS» и других крупных сетях. А в тех сетях, которые позиционируют себя как «магазин біля дому», даже продукты известных марок могут быть некачественными.
— Что вы имеете в виду?
— Например, если брать масло одного и того же производителя в «Сільпо» и в «АТБ», то в «АТБ» — уже не факт, что оно будет качественное. Иногда это касается и продукции, которая изготовлена на заказ торговой сети — так называемые «собственные марки». Сети навязывают настолько низкие цены, что производитель не может гарантировать качества. Для того, чтобы сделать продукцию дешевой и попасть на полку магазина, недобросовестные производители экономят на сырье, заменяя натуральное сырье более дешевым, используют упрощенные, недопустимые стандартами технологии производства, увеличивают срок хранения при помощи консервантов, искусственных добавок, стабилизаторов и т. п., указывают в составе не те ингредиенты, из которых на самом деле состоит продукт. И, таким образом, обманывают потребителей, а сами получают сверхприбыль.
— То есть, производители поставляют разную продукцию разным супермаркетам? Вы проводили конкретные исследования?
— Да. Для каждой сети производители делают свою продукцию. Мы проводили исследования с одним и тем же производителем. Это не массовое явление, но есть такая практика. Один из них — ТОВ «Світ мілк», производитель сгущенного молока: на рынках реализует фальсификат, а в «Сільпо» — стандартную продукцию.
— О чем нужно помнить, когда приходишь на рынок?
— Рынки — это очень непредсказуемая «территория». Мы закупали молочные продукты на стационарных рынках, ярмарках, стихийных рынках и проводили микробиологические исследования в государственной лаборатории. Результаты исследований впечатлили: 92% образцов не соответствуют требованиям нормативных документов. В продукции были обнаружены бактерии группы кишечной палочки, дрожжи, плесень. Поэтому, если вы покупаете на рынке домашнюю продукцию, ее обязательно нужно подвергнуть термической обработке. Я не противник стационарных рынков, но я категорически против условий торговли на ярмарках: молокопродукты продают с раскладных столиков, поддонов на проезжей части и т.д. Нужно быть очень внимательным, покупая товары на развес. Нередко торговцы заменяют масло спрэдом, участились случаи, когда продают даже творог с заменителем молочного жира вплоть до 100%.
— Домашний творог?
— Говорят, что «фермерский» (при этом документов на торговых точках нет). Потом выясняется, что «фермерский» — это заводской, но произведенный на мини-заводе. У нас те, кто открыл мини-завод, называют себя «фермерами». Притом, что такой творог не намного дешевле, чем остальной – потому что наши потребители уже опасаются дешевых продуктов. Производители, рассекретив этот фокус, лишь на гривну-две снижают цену. И зарабатывают колоссальные деньги, продавая немолочный жир под видом молочного.
— Творог, масло, какие еще продукты могут быть с «сюрпризом»?
— Сейчас очень популярно фальсифицировать сгущенку: полезный молочный жир в этом продукте заменяют на немолочный. Процент немолочных жиров у некоторых производителей достигает 96%. Среди недобросовестных производителей сгущенного молока я бы назвала ТОВ «Технология» (г. Харьков), ТОВ ТД «Центр пищевых технологий" (г. Харьков), ФОП Кураксин Ю. (Харьков), ТОВ "Мiлк Ворд" (Хмельницкая область), ПП Михалич і Ко (Винницкая обл.), ТОВ «Світ мілк» (Винницкая обл).
— Есть ли «черный список» производителей?
— В последнее время мы исследовали около 21-го образца сливочного масла. Были обнаружены немолочные жиры в маслах производства ПрАТ «Галичина», ДП «Ружен-Молоко», «ТМ «Білокрай», ТОВ «Діада-Д», ТМ «Milken» (кстати, изготовленное на заказ сети магазинов «Еко»), ОМПК «Славія», ТМ «Ах, Молоко!» Что интересно, прежде мы проверяли сгущенку производителя ДП «Ружен-молоко» — и она была качественной. К слову, я считаю, что отвечать за продажу некачественной продукции должен не только производитель, но и продавец. Тогда супермаркеты не будут закупать продукцию у недобросовестных производителей.
— Торты, мороженое – это все тоже подвержено фальсификациям?
— Торты не домашнего приготовления я вообще не рекомендовала бы давать детям. Потому что в них добавляют масло, сгущенное молоко, а какого качества – мы не знаем. Может быть, даже сам производитель тортов не в курсе, что это за сгущенное молоко, хотя, как правило, с документами все в порядке. Ведь для того, чтобы проверить сгущенку или масло на наличие немолочных жиров, нужны специальные лаборатории, которых на предприятиях нет.
— Как контролируют качество молочной продукции в Украине?
— Сейчас у нас нет государственного контроля качества продукции совсем. Во-первых, потому что нашим правительством наложен мораторий на проведение каких-либо проверок – хоть плановых, хоть внеплановых. С целью «зменшення тиску на бізнес». Мораторий наложен с осени прошлого года, а теперь продлен до июля месяца. Во-вторых, происходит реорганизация исполнительной власти: создается одна контролирующая структура — Госпродпотребслужба, в которую будет входить Госпотребинспекция, Госветфитослужба, Госсанэпидслужба, Государственная ценовая инспекция Украины. Я думаю, что это только усугубит ситуацию в сфере защиты прав потребителей.
— Уже есть кандидаты, которые ее возглавят?
— Есть уже 3 кандидата. Но я сомневаюсь, что эта служба будет защищать права потребителей. Потому что там упор сделан, в основном, на ветеринарный, эпидемиологический контроль.
— Есть ли хорошие новости?
— С сентября в Украине вступают в силу изменения в закон «О качестве и безопасности пищевых продуктов», в котором обязательным для всех операторов рынка становится введение системы ХАССП.
— Что такое ХАССП?
— Это система контроля качества продукции, которая используется в Европе (ХАССП, англ. Hazard Analysis and Critical Control Points – анализ рисков и критические контрольные точки, — ред.). Она обеспечивает контроль на всех этапах производства пищевых продуктов, в любой точке процесса производства, хранения и реализации продукции, где могут возникнуть опасные ситуации. При этом особое внимание обращается на критические контрольные точки, в которых все виды рисков, связанных с употреблением пищевых продуктов, могут быть предотвращены, устранены или снижены до приемлемого уровня в результате целенаправленных мер контроля. С сентября эта система управления качеством должна быть внедрена у всех операторов рынка: и в ресторанах, и в супермаркетах, и на производстве.
— Кто будет проводить проверки?
— Проверять внедрение этой системы будет новый орган — Госпродпотребслужба. Предусмотрены очень высокие штрафные санкции за невыполнение этого закона.
— Кому жаловаться, если потребитель купил некачественный продукт и, не дай Бог, отравился?
— Первое, куда должен обратиться потребитель, если купил некачественный продукт – в тот магазин, где он был приобретен. На сегодняшний день уже все супермаркеты, большие и маленькие, хорошие и плохие, возвращают деньги за товар и приносят свои извинения. Если потребитель хочет получить компенсацию за моральный ущерб – нужно подавать в суд на продавца и/или производителя. Плюс в том, что потребитель не платит судебный сбор, поэтому можно подавать иск, не боясь, что нужно будет заплатить колоссальные деньги.
— Юристов нужно нанимать самому в такой ситуации?
— Можно и самому, но можно обращаться к таким общественным организациям, как мы, можно обратиться в государственный орган. Сейчас он не действует, но я надеюсь, что в будущем все исправится. Что касается суда, у нас очень небольшая судебная практика, и судьи не очень компетентны в «разборках» потребителей и продавцов/производителей. К тому же, очень тяжело доказать в суде, как именно неправдивая информация о составе продукта нанесла вред здоровью потребителя или моральный ущерб.
— Почему даже после того, как вы выявляете недобросовестных производителей, они продолжают оставаться на рынке?
— Во-первых, потому, что в связи с мораторием на проверки, нет органа, который может взыскать штрафные санкции. Во-вторых, продавцы, зная, что производитель недобросовестный, все равно берут его продукцию — это бизнес. И, в-третьих, всему виной низкие доходы граждан: каждый потребитель пытается купить товар дешевле и не всегда знает, что купил на самом деле не тот продукт, название которого указано на упаковке.
— Каковы перспективы Украины выхода на европейские рынки?
— У нас очень мало молока экстра-класса, которое требуют европейские нормы. Мы не сможем конкурировать на европейском рынке. Почему? Чтобы выпускать продукцию по европейским нормам, нам нужно провести полную реорганизацию предприятий – это очень высокие требования и большие вливания денег. Не каждое предприятие сможет это сделать. А если европейские нормы сделать обязательными, то получится, что часть производителей не сможет продавать свою продукцию даже на территории Украины.