Елена Куликова
06:00 01/10/2015

О. Котехова: «Пока Госпродпотребслужба формируется, качество продукции в Украине не контролирует никто»

В конце сентября в силу вступило большинство положений закона № 4179а «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно пищевых продуктов» в рамках гармонизации законодательства Украины и ЕС. По сути, это настоящая революция в сфере контроля качества пищевой продукции. О том, что реально собой представляет данный закон, и позволит ли он реализовать квоты на поставку пищевой продукции в рамках подписания Соглашения об Ассоциации с ЕС, ГолосUA рассказала заместитель главы правления Общественной организации «Общественный контроль защиты прав потребителей» Ольга Котехова.

— Вступление в силу положений закона №4179а предполагает внедрение системы ХАССП. Не могли бы вы еще раз объяснить читателям, что это за система?

— Система ХАССП – это система безопасности продуктов, которая касается всех операторов рынка, включая сферу общественного питания, производителей пищевой продукции и торговые сети. Эта система внедряется на каждом предприятии. В торговых сетях, например, ХАССП контролирует весь процесс от приемки товара и до реализации его конечному потребителю. Соответствовать определенным критериям должны все те факторы, которые влияют на безопасность продукта: начиная с температурного режима хранения и заканчивая чистотой рабочего места персонала, вплоть до чистоты вытяжек и наличия соответствующих моющих средств. Таким образом, система ХАССП включает в себя все, чтобы обеспечить безопасность продуктов питания.

— Вы говорили, что есть некие контрольные точки, на которых проверяется безопасность продуктов?

— Система разработана в рамках выявления этих критических точек – того, в какой точке в цепочке продвижения товара может быть опасность его порчи или изменения характеристик, что может нанести вред здоровью людей. При этом для каждого сотрудника прописана персональная ответственность на каждом участке работы. И, если что-то случается с товаром, то есть конкретный человек, который за это отвечает.

— Система ХАССП вводится «в рамках гармонизации законодательства ЕС и Украины». Как давно эта система функционирует в Европе? Чем вызвана необходимость ее внедрения в Украине?

— Я не знаю, как давно эта система действует в Европе, но в Украине уже 10 лет, как все предприятия должны были перейти на систему ХАССП. Однако это было воспринято всерьез только производителями продуктов питания, которые занимались экспортом продукции. Потому, что без системы ХАССП мы не можем экспортировать продукцию в ЕС. Раньше ответственности за внедрение этой системы, как таковой, не было: не было штрафных санкций, и ни один контролирующий орган не проверял наличие системы ХАССП. Поэтому многие предприятия из тех, кто реализовывал продукты на внутреннем рынке, ее игнорировали. А сейчас, согласно закону № 4179а, все операторы рынка должны внедрить систему ХАССП.

— Как быстро получится внедрить ХАССП и изменить ситуацию, и от каких факторов это будет зависеть?

— В законе четко установлены сроки, когда и для каких предприятий будет обязательным наличие ХАССП. Для больших предприятий от двух до пяти лет дается на разработку и внедрение этой системы. Для малых предприятий – полгода или год. Внедряться она будет следующим образом: есть специально обученные специалисты, которые имеют сертификаты аккредитации – аудиторы. Они разрабатывают эту систему, а предприятие ее внедряет. Или же предприятие создает комиссию и обучает своих аудиторов, которые разрабатывают систему и внедряют ее. При этом, согласно новому закону, предприятие проверяется на соответствие ХАССП третьим независимым органом.  

— Как вы считаете, будет ли встречать сопротивление введение новых стандартов качества среди украинских операторов рынка пищевой продукции – рестораторов, владельцев супермаркетов, производителей продуктов питания?

— Я думаю, что ни для кого это не должно стать проблемой. Почему? Украинские операторы рынка заботятся о безопасности продуктов. Да, это займет некоторое время, потребует денежных затрат. Возможно, что сложности возникнут у мелких операторов рынка – таких, как рынки, лотки, магазины у дома. Система ХАССП сегодня уже внедрена практически у всех производителей продуктов питания в Украине. Не отстают и крупные торговые сети. В частности, мне известно, что торговая сеть METRO уже очень давно ввела ХАССП.

— Кто будет проверять внедрение системы?

— Как вы знаете, у нас уже создан новый орган – Госпропотребслужба, которая возьмет на себя функции таких служб, как: Госветфитослужба, Госпотребинспекция, СЭС, Пробирная палата, Госсельхозинспекция, Госагентство по туризму и курортам. Это и есть тот специально уполномоченный орган, который отвечает за безопасность продуктов питания на рынке страны.

— На каком этапе формирования она находится?

— На сегодняшний день утверждены только положения этой службы – то есть эта структура еще не действует и не осуществляет ни плановых, ни внеплановых проверок. И в ближайшее время этого не предвидится. На днях я была на заседании, которое созвал глава Госпродпотребслужбы Сергей Глущенко: штат еще не набран, конкурс еще не объявлен, до конца еще не ликвидированы прежние структуры – они пока работают «в режиме ожидания». Люди пока не знают, возьмут их в новый орган или нет. Поэтому на сегодняшний день у нас, в принципе, никто не занимается ни защитой прав потребителей, ни безопасностью продуктов питания.

— Госпродпотребслужба – что она с собой несет, какие изменения? Можно ли сказать, что она успешно заменит прежние контролирующие структуры?

— Она успешно заменит такие структуры, как санэпидемслужба и госветфитослужба. Защита прав потребителей остается на самотеке. Я задала вопрос Сергею Глущенко касательно того, как служба собирается обеспечивать защиту прав потребителей в Украине. На что он ответил, что «такое количество инспекторов, которое есть сегодня, нам не нужно и такая служба, как Служба защиты прав потребителей – тоже, в принципе, не нужна. Потому, что, мол, каждый сам может почитать маркировку и взвесить товар – это не проблема. «Поэтому мы обучим наших ветврачей, которые и будут заниматься проверками», — вот, что ответили мне в общих чертах. Я согласна, по продуктам питания нет вопросов: это несложно для ветврача. Но, когда дело касается мебели, туристических и других видов услуг, обуви, одежды, детских продуктов, в таком случае это невозможно реализовать. Не может ветврач быть мастером на все руки. Поэтому, как я поняла из комментария, в первую очередь под сокращение попадут инспектора Службы защиты прав потребителей.

— Это так расшифровывается фраза из пояснительной записки к закону № 4179а о сокращении контрольных функций Госпродпотребслужбы?

— Преподносят все в таком свете, что эта новая структура будет сотрудничать с бизнесом, будут предоставляться комментарии, даваться разъяснения, будет проводиться обучение, чтобы уйти от штрафных санкций. Но у наших предпринимателей такой менталитет, что, если их никто не контролирует, то никто ничего делать не будет. Это уже проверено, по-хорошему – не выйдет. А если работать в формате «один раз объяснили, второй раз показали, на третий раз – выявили нарушение и закрыли», тогда будет эффект.

— Как вы считаете, это может быть связано с «подготовкой почвы» для коррупционных действий, или же это просто халатность?

— Нет. Это просто у нас такая политика правительства, что мы «зменшуємо тиск на бізнес» и даем развиваться нашим предпринимателям. Но мы в таком случае даем развиваться всем предпринимателям, но не защищаем добросовестных. Получается, что государство на данный момент идет навстречу всем, не разделяя – хороший ты предприниматель, или недобросовестный.

— Было ли среди анонсированных реформ упомянуто сокращение сети лабораторий, которых в Украине около 3200, или об этом речь пока не шла?

— Я считаю, что для нашей страны достаточно 30-40 лабораторий, которые действительно могли бы гарантировать качество и безопасность продукции. Сегодня любому предпринимателю очень легко найти небольшую лабораторию и получить в ней те заключения, которые ему нужны. Вчера был разговор о том, что в планах у службы есть сокращение лабораторий. Также была озвучена та проблема, что предприятия должны получать сертификаты исключительно в государственных лабораториях. И самый главный вопрос, который подняли – о том, что у нас в стране нет лабораторий, которые проверяют продукты на наличие аллергенов. А для того, чтобы экспортировать продукцию в страны ЕС, необходимо иметь соответственное заключение. Поэтому сегодня предприятия везут свою продукцию за границу и только там получают эти заключения… Обо всем пока говорили только в общих чертах и, что касается самого закона – много было вопросов у предпринимателей, производителей, ассоциаций — давался однозначный ответ, что Госпродпотребслужба это не тот орган, который разъясняет законодательство. По сути, это было пока просто знакомство с операторами рынка. Ни комментариев, ни заключений новая служба пока не дает.

— Мораторий на проверки малого и среднего бизнеса в Украине продлили еще на полтора года – до конца 2016-го. Как, в таком случае можно вести какой-либо контроль качества продукции? Требуется ли дополнительная модернизация законодательства и отмена этого моратория?

— Реформа законодательства не нужна потому, что мораторий на проверки – это просто постановление Кабинета министров, которое они в любой момент могут отменить. Это политический ход: так как бизнес нам помогал везде и всюду. Тогда как добросовестные крупные производители от этого страдают. Потому, что появляется очень много фальсифицированных товаров, очень много однодневных заводов-производителей, ФОПы, которые меняются каждую неделю. И нормальные производители не могут с ними конкурировать.

— То есть, никоим образом новый закон не помогает бороться с фальсификатом?

— Пока нет. Пока нет соответствующей службы, фальсификат никто не контролирует. Даже мы, как общественная организация, объединение потребителей, сегодня, оказывается, «не являемся должным заявителем». И, когда мы пишем жалобу в контролирующие органы о том, что мы выявили фальсифицированную продукцию, имея лабораторные исследования и официальные протоколы, в Антимонопольном комитете нам отвечают, что не могут рассматривать нашу жалобу, так как мы – не конкуренты и нам не был нанесен вред. Что же касается новой службы, мы тоже не можем быть «надлежащим заявителем» потому, что они от юридических лиц не принимают заявлений. Мы же, как общественное объединение являемся юридическим лицом. А то, что мы объединение потребителей и представляем сотни потребителей, никого не интересует. Самому же потребителю – очень дорого самостоятельно проводить экспертизу. Поэтому, пока что мы зашли в тупик. Будут ли выделены бюджетные деньги на проведение контрольных закупок, проведение экспертиз – неизвестно. Потому, что еще нет штатного расписания, нет бюджета новой службы. Что же касается будущего, как рассказал нам Глущенко вчера, будут составляться планы проверок на 5 лет, эти планы проверок будут доступны на web-портале. Будет создана горячая линия, и в базе данных на этом сайте будут отображаться проверки, которые запланировано провести, а также те, которые уже проводились, с указанием предприятий. Единственное, что не указано, какие  нарушения найдены на этих предприятиях. Но, я считаю, что, если мы уже работаем прозрачно, то нужно придерживаться этого принципа. Что здесь такого, если в магазине под названием N нашли столько-то просрочки, столько-то забракованной рыбы такого-то производителя. Но как раз вот этой информации в доступе и не будет.

— Если верить объяснительной записке к закону № 4179а «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно пищевых продуктов», помимо ХАССП в закон войдет отмена разрешительных процедур, которых не существует в ЕС. Нужно ли нам такое нововведение, и когда оно будет внедрено?

— Это нововведение вступило в силу вместе с законом. Вчера производители высказались, что они довольны этим моментом, но, пока длится этот переходной период, возник другой казус с документами: теперь на таможне требуют совсем другую справку от ветеринарной медицины, чтобы пропустить товары. А ветеринарная медицина не может выдать эту справку потому, что они – в состоянии реорганизации, и выдать эту справку может  только новосформированный орган, которого нет. Я думаю, что это временно, но пока что все очень затянулось. Эта служба должна быть сформирована еще в феврале, в начале года. А у нас уже октябрь, а мы еще штатное расписание не утвердили.

— Касательно штрафов были обсуждения?

— Нет, потому что служба еще не начала работу. Но в законе четко прописано, кому, за что и какие штрафные санкции будут выставляться.

— Они будут более строгими или нет?

— Будут более строгими по ХАССПу, но я считаю, что в законе «О качестве и безопасности пищевых продуктов» нужно было предусмотреть более строгую ответственность: если ты попался один раз, на тебя накладываются штрафные санкции, а на второй раз – тебя уже ждет прекращение производства, реализации товара и так далее. Вот такими методами нужно бороться с недобросовестными производителями. Потому что иначе – невозможно. Они зарабатывают такие деньги, что те суммы штрафов, которые прописаны в законе, для них это – мелочь. А если эти штрафы можно «решить» обходными путями и уменьшить, так это вообще ничто.

— Поможет ли система ХАССП и новый закон украинским предприятиям экспортировать свои товары в ЕС? 

— Если предприятие хочет выйти на европейский рынок, у него обязательно должна быть система ХАССП, это обязательное условие.

— Этого достаточно или существует иные процедуры получения сертификатов качества европейского образца для экспорта украинских товаров в ЕС?

— Для того чтобы экспортировать товары в страны ЕС, нужно получить еврономер. Для того чтобы присвоить этот еврономер, приезжает специальная комиссия Европейского Союза, и на суд этой комиссии выставляются предприятия, которые изъявили желание экспортировать продукцию. Комиссия проводит экспертизу этих предприятий по всем параметрам, начиная с технологий – оборудования, лаборатории. Предприятие должно иметь свою очень современную лабораторию – а многие хорошие украинские предприятия не могут себе этого позволить, так как это очень дорого стоит. Потом комиссия дает заключение, что вот это конкретное предприятие – может получить еврономер. Потом из каждой страны Евросоюза приезжает свой эксперт или группа экспертов, и каждый должен сказать: да, это предприятие может экспортировать продукцию в страны ЕС. И свои подписи под этим соглашением должны поставить также все страны ЕС, рядом с подписью комиссии. На сегодняшний день у нас есть пару молочных предприятий, которые проходили такую процедуру в ноябре или декабре прошлого года. Еврокомиссия сказала: да, вы нам подходите. Но с тех пор уже год прошел, и ни одна из стран еще не подписала соглашение, подтвердив таким образом, что продукцию берут на рынок Европейского союза.

— Можно ли закон №4179а теперь считать главным в сфере проверок качества продукции?

— Это закон, который вносит изменения в некоторые законодательные акты Украины, адаптирует законодательство. Для осуществления проверок есть закон «Об основных принципах государственного надзора в хозяйственной деятельности» и закон «Об основных принципах и требованиях к безопасности и качеству пищевых продуктов».

— В течение последних лет проблема качества пищевых продуктов практически не решалась. Можно ли считать закон №4179а «первой ласточкой?

— Я считаю, что «первой ласточкой» будет создание и организация нормальной работы Госпродпотребслужбы. И тогда все наладится. Законодательство у нас есть, рычаги влияния у нас есть, есть штрафные санкции, есть эта служба новая: согласно своим положениям, она сможет запрещать реализацию, прекращать производство, транспортировку грузов. Все будет зависеть от политики, которую будет проводить новый глава этой службы. А также от того, как будет побеждена коррупция, которая витала в воздухе этих служб. В принципе, навести порядок – можно. Если жестко убрать всех недобросовестных предпринимателей. Не только наших, украинских, но и тех, что к нам завозят продукцию из Китая – без документов, без маркировки. Если будет работать Таможенная служба и эта новая служба, я думаю, что мы наведем порядок.

Читайте также по теме