Ирина Черныш
07:00 05/04/2018

О. Мусий: «Первым требованием к МВФ должно быть списание долгов»

Как отмечают эксперты, внешний долг Украины сейчас самый большой за всю историю страны. Грозит ли Украине дефолт и что будет в его условиях, как должно выглядеть дальнейшее сотрудничество с западными кредиторами и есть ли какие-то требования МВФ, в частности, в медицинской отрасли – ГолосUA выяснял у народного депутата, заместителя главы Комитета Верховного Совета по вопросам охраны здоровья, главы подкомитета по вопросам обеспечения евроассоциации Олега Мусия.

— Олег Степанович, приведет ли к дефолту отсутствие транша от МВФ?

— Вопрос дефолта стоит перед Украиной, поскольку внешний долг приближается к 50 миллиардам долларов, и это больше, чем годовой ВВП Украины. Эта угроза существует, но она не связана с конкретным траншем в 1 млрд. Я за отношения с МВФ на условиях Украины, а не на чужих условиях. Это с одной стороны. С другой стороны стоит вопрос об неэффективности использования нынешней властью одолженных денег. Если бы эти средства пошли реально на развитие экономики, то это можно было бы допустить. Пока же в том числе из-за выполнения условий МВФ происходит обнищание населения Украины. Возможно, дефолт был бы лучшим выходом в настоящей ситуации и для действующей власти. Это могло бы стать позитивным фактором для смены украинской власти, которая пообещала золотые горы вначале украинскому народу, затем МВФ, не выполнила почти ничего, и по дороге украла часть средств, которые дал Фонд.

Действующее соглашение с МВФ предусматривает, что Украине могут быть предоставлены около 15 миллиардов. Сегодня из этих средств поступила почти половина. Запас прочности еще есть даже при существующем соглашении с МВФ. Но, безусловно, Украина не совсем правильно выполняет условия МВФ, в результате чего требования МВФ перерастают в политическую плоскость. Например, Фонд диктует Президенту и ВР какие законы принимать. Притом МВФ общается почему-то исключительно с Президентом и Правительством, думая наверное, что они принимают в Украине законы. У нас же все-таки парламентско-президентская республика. Надо было бы вначале спросить у Рады, что она думает. При таком неоднозначном отношении к сотрудничеству с МВФ на тех условиях, которые диктует МВФ сегодня, я не вижу дальнейшей возможности сотрудничества Украины с этой организацией. Нужна серьезнейшая перезагрузка отношений, как со стороны МВФ, так и со стороны нашего государства.

— Считаете ли вы неправильным то, что кредитные обязательства включают политические требования?

— Конечно. Это абсолютно неприемлемо для уважающей себя страны. Фонд включает то, что власть разрешает включать. Это Президент и правительство подписывают соглашение с МВФ. У меня большие сомнения, в том, что МВФ адекватно консультируют эксперты, которые находятся в Украине и пишут отчеты о реформах в нашей стране. Предположим, налоговая реформа или медицинская, на самом деле псевдореформы, которые ничего общего с настоящими реформами не имеют. Их цель – ограничение социальной справедливости и защищенности граждан, а это является грубым нарушением 2 статьи Конституции Украины, где прописано, что Украина социальное государство.

Хотите изменить Конституцию – пожалуйста, проводите референдум. Если считаете, что надо уменьшить пенсии, оптимизировать (красивое слово придумали – «оптимизировать», вместо «сократить») социальные расходы – пожалуйста! Меняйте статью  Конституции – тогда это будет законная деятельность.

Нас власть пытается зомбировать, мол дефолт это крах. На самом деле это очередной миф. Есть позитивные примеры прохождения через дефолт других стран, в том числе и латиноамериканских. Причем несколько раз. Например, Аргентины. Для нее это была жесткая позиция транснациональных корпораций с центром в США, как разрушить экономику, которая успешно развивается и становится конкурентоспособной и неподконтрольной корпорациям того или другого мегагосударства. Это все политика. И МВФ, и его кредиты – думаю, в первую очередь, это влияние на политику тех, или иных стран.

И если б сейчас наши Правительство и Президент беспокоились о Украине, а не собственном кармане, то искали бы ресурсы у себя дома, внутри Украины. И сделали, например, как это сделали в Польше по тем средствам, которые были у самого населения, обеспечив им государственные гарантии. Не так как у нас – только вклад 200 тысяч гривен гарантированный, а все остальное пропадает. Государственные гарантии под большие проценты в украинской национальной валюте. Это выход. Украинцы способны найти более 20 миллиардов долларов, которые бы вложили в Украину. Плюс возвратить те средства, которые находятся в офшорах, вывезены из Украины. Заставить наших олигархов вернуть эти деньги. Необходимы жесткие условия для офшорной и внешнеэкономической деятельности. Налог на вывезенный капитал. Оказывается, что теперь это не нравится МВФ, потому что там деньги международные и этот вывезенный капитал работает на экономику стран кредиторов МВФ. Тут нас несколько обманывают. Дают средства под 7% годовых (плюс минус), короткие дорогие кредиты, а не длинные и дешевые. Такое сотрудничество не в интересах Украины и украинского народа. Оно в интересах олигархов — да, потому что они пытаются перехитрить МВФ и оставить часть денег в собственном кармане. В интересах международных транснациональных корпораций, которые стоят за МВФ и дают туда деньги — да. А где здесь мы, украинцы???  Вопрос риторический.  Нас грабят с двух сторон!

На самом деле, взаимовыгодное сотрудничество с МВФ должно было предполагать не денежную, а инвестиционную составляющую. Одолженные деньги вкладывать исключительно в развитие производств, строительство заводов и фабрик на территории Украины, создание у нас новых рабочих мест. Естественно с жесткими требованиями к Украине относительно законодательных гарантий защиты инвестиций. А не так как поступает сегодня власть — грабеж инвестора, который приходит в Украину и имеет огромные проблемы, потому что у него «отжимают» местные олигархи и рейдеры все, что только можно «отжать». Если бы у нас работала экономика, не нужны были бы средства МВФ. Для меня чрезвычайно позитивным примером является позиция и сотрудничество с международными структурами, и экономическими в том числе, такой страны, как Исландия. Она очень правильно поступила. От принятия конституции до сотрудничества с международными финансовыми структурами, которые преследуют цели собственного обогащения. Для них приоритетом являются исключительно интересы собственные, а не интересы тех государств, которым они помогают.

— Финансовый вопрос. По поводу повышения денежной массы в условиях сотрудничества с МВФ. С их стороны было такое требование, что повышать денежную массу нельзя. В связи с этим мы не печатаем деньги, и их нет для выдачи дешевых длинных кредитов в промышленность. Что вы думаете по этому поводу?

— Физические деньги и электронные деньги – это две большие разницы. Кредиты выдаются не напечатанными деньгами, а деньгами, которые есть на счетах и в бюджете. Физическими деньгами никто из больших промышленных производств не оперирует. Они все работают с средствами в электронном виде через коммуникации, никто не возит наличными. А Нацбанк печатает только наличные и все. Количество напечатанных денег может повлиять на курс доллара и на инфляционные ожидания. Насколько мне известно, большой длительной задолженности по зарплатам, которые теоретически могут выплачиваться наличкой, нет. Это с одной стороны. С другой стороны, известно, что размер теневых денег, который в Украине иногда достигает 60%, в основном базируется на наличке.

На самом деле в Украине необходимо было давно четко зафиксировать и определить цену рабочего часа и только так оплачивать условную заработную плату. После этого стоимость часа строго привязать к себестоимости продукции и услуг. Надо, выполняя требования, не только поднять цены к уровню Европы, но и доходы приравнять к европейским. Тогда это будет честная позиция. Я не разделяю политику Правительства, которая исповедует только выполнение требований по рыночным ценам, а не рыночным зарплатам. И обязательно стоимость труда должна быть привязана к формуле расчета заработной платы. Тогда составляющей цены продукции была бы стоимость оплаты труда. Ведь не секрет, что при высоких ценах в США, существует понятие почасовой оплаты. И пособие по безработице составляет 1,5 тысячи долларов. И социальных выплат ниже 1,5 тысячи долларов не существует. А что же для Украины означает такая сумма? Это зарплата высокооплачиваемого менеджера. Необходимо сравнивать цены в комплексе с доходами, а не выборочно только по ценам.

— Чехия, Грузия и Польша отказались от тех условий, которые МВФ сейчас предлагают Украине. Может ли Украина поступить так же?

-Да, действительно, они отказались от тех условий, которые сейчас МВФ предлагает Украине. И очень правильно сделали. Недавно бывший президент Грузии Саакашвили заявил, что сотрудничество с МВФ необходимо продолжать, но только тогда, когда они переходят на условия страны. В начале его каденции  он разорвал отношения с МВФ, больше года не сотрудничал. В итоге МВФ понял, что страну, а точнее руководителей которые думаю в первую очередь о стране, не обманешь. Конечно, они пришли и никуда не делись, поскольку деньги должны где-то работать. Это понимают все международные корпорации, которые являются донорами МВФ. Они понимают, что эти деньги надо отрабатывать и возвращать. Грузия поставила четкие условия, выгодные  для страны и грузинского народа. Вот если бы Украина пошла таким путем, я бы это приветствовал. Но на это украинцы, думаю, смогут рассчитывать только после смены теперешней олигархической власти.

Таким же образом было подобное сотрудничество по списанию долгов. Когда в Польше 70 миллиардов долларов было реструктуризировано и списано. А украинский внешний долг составляет на сегодня около 50 миллиардов долларов. Надо будет инициировать новому украинскому Правительству, новому Президенту и новому Парламенту, которые вскоре будут (искренне надеюсь на это), списание этих украденных средств и замораживание активов бывших олигархов и тех, кто пользовался офшорными компаниями. Например, Бакулина, на которого было записано больше 100 офшорных  компаний и 200 фирм, которые занимались выведением десятков и сотен миллионов долларов из Украины. Бойко, Мартыненко, Злочевский …  Таких бакулиных у нас если не сотни, то много десятков точно. Эти деньги необходимо возвращать и ставить требования перед МВФ, чтобы отследили  эти средства и все деньги, которые были выведены  таким незаконным образом, а на самом деле, украдены у нас с вами, и сегодня продолжают выводиться олигархом Порошенко и его окружением, возвратить в Украину. И очень быстро бы нашлись деньги на возвращение всех долгов Украины перед МВФ.

— А западные партнеры разрешили бы списать эти деньги?

-Думаю, что да. Если они разрешили списать Польше, Греции, и многим другим странам списывают средства. Думаю, что это должно было бы быть условием следующих переговоров о сотрудничестве с МВФ. После разрыва отношений условием возобновления сотрудничества должен был бы стоять вопрос о списании долгов. Тем более эти одолженные деньги никуда ж не испарились, они на офшорных счетах и в имуществе украинского олигархата.

-Что означает для Украины дефолт? Как он повлияет на суверенитет страны?

— Никак. Никоим образом не повлияет на суверенитет. Он повлияет только на украинскую власть, которую сметут. Если не переизберут, то обязательно улица выбросит их на свалку истории. Серьезно это по кошелькам украинцев не ударит, потому что у 90% украинцев в кошельках ничего нет. Поэтому как не было, так и не будет пока еще. Пока не восстановится украинская экономика. Я не вижу реальных угроз для украинцев. Для олигархов – да – безусловно, заморозят их счета. И правильно сделают. Пусть те, кто украли эти деньги, и рассчитаются с МВФ.

Я бы даже предположил, что для украинского народа дефолт – это один из инструментов спасения от коррумпированной власти и олигархов, которые грабят нас. Поэтому он может стать началом очищения Украины от всей нечисти, которая сейчас паразитирует на народе.

— Какова вероятность дефолта?

— Анализируя состояние экономики Украины на сегодня, которая падает и падает, рост ВВП 2%, а процент по долгам, который бюджет выплачивает – 4%. Это однозначный путь к дефолту. Другого пути для Украины нет, пока не заработала украинская экономика. И я не верю, что она заработает в олигархической диктатуре, которая сегодня существует в Украине. Экономическая составляющая  — это доходы людей и рабочие места. Это выведет Украину из кризиса и из последствий дефолта. Для этого народ должен избрать в Украине проукраинского Президента, Парламент и Правительство. А не олигархические.

— По вопросу списания долгов. Это возможно только при условии дефолта?

— Это неважно. Если будет угроза дефолта – это может быть своего рода мягкий шантаж МВФ — если вы не погасите долги, то наступит дефолт. Безусловно,  международные организации также заинтересованы в том, чтобы им вернули их средства. И поэтому через процедуру списания они могут соответственно списать эти средства у себя. Вопрос списания долгов должен был бы быть на следующей повестке дня сотрудничества с МВФ первым. А затем продолжение сотрудничества. И, безусловно, в требования к МВФ надо было бы записывать не минус социальные расходы, а плюс для Украины инвестиции, защищенные украинским законодательством и украинским Президентом.

— Есть ли какие-то «требования МВФ» в медицинской отрасли?

-По медицине напрямую требований МВФ нет. Было требование реформы в здравоохранении. Я вместе с командой еще более трех лет назад предложил концепцию построения новой национальной системы здравоохранения, и в ее развитие разработал вместе с коллегами 10 фундаментальных, согласованных между собой, системных, комплексных законопроектов, которые строят новую систему здравоохранения в Украине. Но олигархическое большинство решило пойти по пути Порошенко-Яценюка-Супрун: сокращения гарантий и псевдореформ.

Искренне верю в то, что в сфере здравоохранения следующим президентом будет принято решение, как в США  (действующий президент Дональд Трамп и первым своим указом отменил медицинскую реформу Обамы). Кстати, Обама дважды избирался президентом, и первый, и второй раз  главной его фишкой была реформа здравоохранения. Он ее так и не завершил. Реформа привела к абсолютной несправедливости в системе здравоохранения США,  медицинская общественность ее не восприняла и не поддержала. Соответственно, она не имела успеха, так как не была поддержана субъектами, которые работают в системе. На сегодняшний день ту реформу, которую предложило правительство, Президент и Супрун, не поддерживает ни медицинское сообщество, ни сообщество пациентов. Не поддерживает никто из трезвомыслящих людей. Поддерживают несколько псевдообщественных организаций и пиар-агентства, нанятые за большие международные деньги для распространения лживой пропаганды.

Читайте также по теме