Недавно украинский Президент заявил, что для решения проблемы медицинского обслуживания в украинских селах будет внедряться телемедицина и прокладываться широкополосная интернет-связь. О том, почему эта идея выглядит как профанация и куда на самом деле уйдут деньги, уже заложенные в бюджет 2018 года, в интервью корреспонденту ГолосUA рассказал внефракционный народный депутат, заместитель главы Комитета Верховного Совета по вопросам здравоохранения Олег Мусий.
— Олег Степанович, кто автор этой идеи? Кто посоветовал это новшество Президенту и почему именно сейчас?
— Главный лоббист закона о телемедицине в нашем Комитете — Сергей Березенко. Именно он его продвигает. Хотя, сама по себе идея телемедицины существует давно. Но в Администрации Президента кто-то дозрел до внедрения только сейчас. Законопроект зарегистрирован как президентский. С такой инициативой он выступил на встрече в медуниверситете Богомольца месяц назад. Я не вхожу в число приближенных к Президенту людей, поэтому конкретных авторов этого начинания назвать не могу. Но предполагаю, что одними из авторов могут быть коррупционеры, приближенные к Президенту, поскольку сама эта фишка мне напоминает то, что в свое время делал Владислав Каськив, который отвечал за национальные проекты. Институт национальных проектов был создан как схема по разворовыванию бюджетных средств. Я практически убежден, что и в этом случае делается то же самое — под предлогом заботы о сельской медицине. Потому что распорядителем предусмотренных в бюджете 4 миллиардов гривен будет Министерство регионального развития. У меня возникает вопрос – с какой стати, за сельскую медицину у нас отвечает Министерство регионального развития? Я хорошо знаю реальное положение дел в сельской медицине, и логичным выглядит следующее: почему бы за эти деньги не обеспечить фельдшерско-акушерские пункты в полном объеме более необходимым оборудованием? Туалеты в половине из них находится на улице, нет водопровода, руки негде помыть. Вместо того, чтобы потратить деньги на оснащение лабораторий, создание условий для приема больных и работы врачей, главной идеей реформы является современный интернет на селе с точкой широкополосного доступа. Все это очень похоже на схему – чтобы очередной раз украсть из бюджета. Именно поэтому за эту тему мертвой хваткой уцепились в Администрации Президента.
— С точки зрения медика-практика, насколько реально осуществить этот проект в селах Украины?
— Если вы начнете строить дом с крыши, вы его никогда не построите. А Администрация Президента строить начинает именно так. Может быть, это даже строительство не крыши, а петушка, который должен находиться на крыше, показывать направление ветра и украшать ее. Без фундамента, без стен. Что такое телемедицина? Это вспомогательный метод в диагностике, задача которого дать возможность лечащему врачу спросить у другого своего коллеги, если у него есть сомнения по консультированию и диагностике, что он думает по этому поводу. Если бы у нас были везде оборудованные амбулатории, было достаточно подготовленных специалистов и эти специалисты были бы обеспечены медикаментами, если бы наши люди привыкли к тому, что на первичном уровне помощь предоставляют семейные врачи – вот тогда можно было бы сидеть и думать: «А давайте мы что-нибудь улучшим, у нас все есть, но улучшать что-то нужно». В сельских амбулаториях практически все электрокардиографы поломаны, УЗИ-аппарата зачастую в селе не видели, и поэтому нужно внедрить самый современный метод, который является вспомогательным, для того чтобы вы могли консультировать на расстоянии, а не приглашать пациента к себе. Именно поэтому я не верю в честность и прозрачность этого проекта, потому что он ничего общего не имеет с реальным положением дел в сельской медицине и не предлагает путей решения проблем. Закон еще не принят, а 4 миллиарда в бюджет уже заложили. С другой стороны, если нам удастся этот закон поправить ко второму чтению настолько, чтобы хотя бы половина этих средств пошла на оснащение амбулаторий, на подготовку специалистов – это будет позитивом. Потому что в селе развивать медицину нужно. Сейчас сельская медицина в катастрофическом состоянии. Поэтому важно, в каком виде этот закон придет ко второму чтению, и насколько эффективно будут использованы деньги, ассигнованные бюджетом. У нас министр до сих пор в статусе и. о., руководителя отрасли нет. Нет концепции построения первичного звена в медицине. Не проанализирован опыт тех четырех регионов, где был запущен новый формат работы первичного звена медицины 5 лет назад. Мы не проанализировали, какие недостатки и достоинства в этом опыте есть. А формат был запущен в пилотном режиме в Киеве и трех областях в 2012 году. И вот тогда, в борьбе идей, на основе анализа опыта, можно было бы понять, какой путь реально лучше выбрать и куда двигаться дальше. Вместо этого, возникает проект высокоскоростного интернета для села, который выглядит чудаковато и смешно.
— Однако мало провести Интернет. Нужно же, наверняка, купить компьютеры, их потом обслуживать. Это стоит немалых денег, опять же, люди нужны…
— Конечно, все это выглядит как профанация. Потому что возникает вопрос: как осуществлять администрирование, кто будет платить за него, на кого это все потом повесят? Опять на местные бюджеты, которые трескаются по швам, и на которые в 2018 году хотят повесить финансирование учреждений здравоохранения? Это свидетельствует только о том, что в высших эшелонах власти тотально отсутствует понимание того, что делать с медициной, и из чего нужно начинать. Может быть, для людей и будет 5% пользы от этого проекта, но больше это напоминает мне «стену Яценюка», только тут – «Интернет Порошенко». Я не вижу в этом цели построить медицину, скорее желание освоить бюджетные средства. И в этом в АП большие специалисты.
— Выглядит так, что Президент считает, что выгоднее купить компьютеры, нежели медицинское оборудование.
— Я свечку не держал. Но, исходя из доступной в Интернете информации, уже есть уполномоченная фирма, которая будет поставлять компьютеры в сельские больницы и осуществлять этот проект. И она близка к представителю Президента в Верховной Раде, и, похоже, эта самая фирма будет нести за свой уполномоченный статус «наверх» огромные откаты.
— А не лучше было бы, скажем, профинансировать обучение студентов, после которого они бы на 5 лет направлялись в сельскую местность работать?
— Безусловно, это один из путей, которым можно было пойти. Но у отрасли нет руководителя, а та, которая сейчас незаконно «руководит», занимается откровенным вредительством. В частности, несколько дней назад ликвидированы фельдшеры на «скорой помощи». Теперь профессия исключена из классификатора – это новый «подарок» от Министерства экономического развития и Министерства охраны здоровья. Вместо этого введен какой-то парамедик. Как готовить этих парамедиков – никто не имеет ни малейшего представления, зато они появились в классификаторе профессий. Украинская власть захлебнулась в некомпетентности и непрофессионализме на самом высоком уровне.
— Как воспринимают эту реформу те, для кого она якобы и задумывалась?
— У меня на округе во Львовской области люди не верят абсолютно ничему из того, что делает и говорит теперешняя власть. От пенсионной реформы люди ожидали облегчения и улучшения жизни. Сейчас ко мне идет вал жалоб – людей в очередной раз обманули. У основной массы добавка к пенсии в размере 100 гривен. Доверия к изменениям в области медицины тоже нет, особенно после ознакомления с профессиональным анализом предлагаемых инициатив. Люди говорят: «О, мы так и думали, в очередной раз будут воровать». К примеру, программа «Доступные лекарства» работает не везде. В селах не продают эти медикаменты. Люди анальгин купить не могут. Для того чтобы купить лекарство со скидкой 10 гривен, человеку нужно в райцентр ехать полдня на автобусе и потратить 30 гривен. О какой телемедицине может быть речь? Поэтому широко разрекламированной программой «Доступные лекарства», которую правительство выдает за свою большую победу, в селе просто не пользуются, потому что невыгодно и нерентабельно. Поэтому, если разобраться по существу, и медицинская реформа, и телемедицина – это диагноз власти о ее недееспособности.
— Скажите, а чего на самом деле не хватает сельским жителям, чтобы они ощущали себя защищенными в вопросе медицины?
— Медиков им не хватает, фельдшеров. К примеру, в селе Переспа, где живут мои родители, есть фельдшерско-акушерский пункт, ремонт сделали, окна поставили, даже элементарное оборудование есть, а фельдшера уже три года нет. Главврач не назначает туда фельдшера, потому что его просто физически нет. В соседних трех селах такая же ситуация. Вместо необходимых 40 семейных амбулаторий в округе, есть только 10. Акцентирую – физически нет, не говоря уже о врачах, которые тоже отсутствуют.
— Почему нет врачей?
— Во-первых, зарплата маленькая. Во-вторых, для того чтобы врач поехал работать в село, ему нужно создать хотя бы минимальные социально-бытовые условия. Он должен понимать, за что он в этом селе будет платить, а за что нет, на каком транспорте он будет ездить. В село не идут потому, что условия не созданы. За каждого пациента семейному врачу обещают заплатить 370 гривен в год. Это просто издевательство над семейными врачами как институтом. За 370 гривен на каждого из 2000 пациентов, которых будут обслуживать эти семейные врачи, можно купить разве что 2 баночки сиропа от кашля. И. о. министра здравоохранения что-то напутала из-за незнания экономических украинских реалий. Вначале она говорила, что семейный врач будет получать 50 тыс. грн в месяц, потом 30 тысяч. По последним данным – уже 18 тыс. А все это потому, что госпожа и. о. министра путает понятия дохода, который существует у них в Америке, с понятием реальной физической заработной платы. А по моим подсчётам, семейный врач с такой финансовой «стимуляцией» окажется еще и должен. В Украине потребность в семейных врачах составляет около 30 тысяч. По факту сегодня врачей, которые смогут практиковать – до 14 тысяч, а работают и вовсе 8. Не хватает практически больше 70% врачей! О каких контрактах с семейными врачами может идти речь, когда их физически нет?
— Но все же, если представить, что идею реализуют: как это будет выглядеть?
— На моем округе работает 10 амбулаторий. Ни в одной из них нет работающего электрокардиографа. Кардиограмму снять невозможно. О каких-либо исследованиях и анализах говорить нельзя. Условия для приема пациентов отсутствуют, все в ужасном состоянии. И это только мой округ. Какую телемедицину туда поставишь? Телемедицина – это метод. А консультировать при помощи этого метода должны специальные консультанты. Кто их будет нанимать и оплачивать? Где они будут находиться? Эта идея вызывает у меня улыбку, как и еще одна новация нашей и. о. министра — выбор семейного врача из любого региона Украины. Ну, представьте, вы находитесь в Киеве, и зачем вам контракт с врачом из Львовщины? Поэтому нужно думать о том, что вы принимаете, и о последствиях. У нас, к сожалению, наоборот.
— Как правило, украинцы не спешат к врачу при появлении каких-то симптомов недуга. У нас тянут с обращением к специалисту до последнего. Как тут поможет телемедицина?
— Люди не ходят к врачам не потому, что не болеют. А потому, что у нас дорогая медицина. Да, она дешевая по сравнению с другими странами мира, но учитывая уровень жизни каждого конкретного человека особенно в селах, которые вымирают, для людей она недоступна. Поэтому вместо насаждения научно-фантастической идеи телемедицины, следовало бы обеспечить сельскую медицину врачами. Но для этого нужно не платить им 3200 «минималку», а хотя бы в два раза больше, обеспечить аппаратурой и лекарствами. Человек в селе не может выделить 3000 на лечение, потому что каждый день ищет деньги на хлеб. Это суровая реальность. Поэтому политику нашей власти в области медицины нельзя охарактеризовать никак иначе, как акция по уничтожению украинцев. Международный валютный фонд требует от нашего правительства сократить социальные расходы. Медицина и является как раз вот той социальной сферой, расходы на которую сокращают под видом реформ.
— Какова реакция в Комитете на этот законопроект? Существует ли возможность того, что он будет заблокирован?
— В Комитете существует пропрезидентское большинство, которое составляют депутаты от БПП, «Народного фронта», «Самопомощи» и Радикальной партии. Они голосуют так, как хочет того Президент. Внутренней оппозиции в Комитете 5 депутатов из 13 и я могу спрогнозировать, что Комитет этот абсурд поддержит. Рычагов влияния у 5 депутатов на большинство нет. Этот закон, скорее всего, пройдет, но даже если из 4 миллиардов на реально нужные для села вещи направят всего один – это будет хоть какой-то позитив. А перспектива у инициаторов проекта приблизительно такая, как и у В. Каськива, которого выдернули из Панамы и им занимаются правоохранительные органы. Вот и авторов этой идеи ждет такая же судьба. Жаль только людей, которые покупаются на такую дешевую пропаганду от власти.