Киев с 1 ноября официально перешел в “красную” зону адаптивного карантина. При этом кафе и рестораны продолжили работу в обычном режиме, однако посетители должны иметь при себе COVID-документ о вакцинации или негативный ПЦР- тест. ГолосUA решил разобраться, как ужесточение карантина ударило по ресторанному бизнесу, спросив об этом у соучредителя Национальной ресторанной ассоциации Украины Ольги Насоновой.
— Как ужесточение карантина в Киеве сказалось на ресторанном бизнесе?
— Минимальное падение посещаемости составило 50%. В некоторых заведениях снижение посещаемости составило 80%. А у кого-то небольшое падение посещаемости. Всего лишь — 20-30%. Как правило, это у очень успешных ресторанов. В среднем из-за ужесточения карантина в столице с 1 ноября, падение посещаемости заведений составило 50-60%.
— Может ли эта тенденция в дальнейшем привести к закрытию ресторанов?
— Такую ситуацию можно было спрогнозировать. Поэтому часть заведений в столице, в частности, около 10%, на время карантина закрылись, чтобы не работать себе в убыток. В частности, на время локдауна в столице закрылось около 15 Макдональдсов. Также закрыли сетевые и одиночные заведения. Главная причина закрытия многих заведений – не весь персонал вакцинирован. Ведь в «красной» карантинной зоне могу работать люди только люди с двумя вакцинами. Второй момент состоит в том, что грамотные рестораторы прогнозировали падение посещаемости. Они в первую неделю ужесточения карантина решили присмотреться к ситуации. В частности, будут ли проверки и рейды. Для того, чтобы не нести убытки, не выводить весь штат и платить ему зарплату, часть рестораторов решила временно закрыть заведения. Как правило, речь идет об одной неделе.
На данный момент в центре города загрузка ресторанов в обеденное время составляет около 20-30%. При этом в единичных заведениях падение посещаемости было небольшое. Как правило, это касается популярных заведений, которые практически всегда заполнены, даже забиты посетителями.
— Сколько сотрудников кафе и ресторанов вакцинировано?
— Столичные рестораны готовы к работе в локдауне.
Большинство ресторанных сетей провели вакцинацию своего персонала. Неохотно прививаются молодые сотрудники и уже переболевшие. В некоторых заведениях вакцинировано 100%, а в некоторых только 20%. Но в общей сложности почти 70% персонала вакцинировано. Это достаточно много. В Киеве рестораторы, начиная с лета, организовывали мобильные бригады для вакцинации персонала.
— Насколько по сравнению с прошлым годом изменился коэффициент посещаемости столичных заведений?
— По сравнению с аналогичным периодом прошлого года, на данный момент посещаемость кафе и ресторанов сильно снизилась. Разница, как минимум, в два раза. Тогда заведения можно было посещать, заходя туда просто в масках. Сейчас многие люди без вакцинации и тестов просто бояться туда ходить. А рестораторы не знают, как отвечать за своих гостей, как их проверять. И если нет сертификата – гнать ли клиента в шею? А если не уходит – нужно ли вызывать полицию?
— К каким последствиям может привести длительный локдаун?
— Зависит от того, насколько жесткими будут проверки заведений. По опыту других городов, например, Одессы, можно сказать, что, если не будет жестких показательных проверок, облав и штрафов, это не сильно ударит по ресторанному бизнесу. Он быстро восстановится. На данный момент проверяющие ведут себя корректно по отношению к гостям кафе и ресторанов. Более того, фактически, не проверяли, есть ли наличие вакцинации или ПЦР – теста у посетителей. Проверяли только персонал. Показательно заведения никто не штрафовал. Если будет продолжаться так же, то большая часть ресторанов будет пускать к себе всех желающих. При этом другая часть заведений поставит на входе охранника, который будет проверять наличие ПЦР- теста или сертификата о вакцинации. Также некоторые кафе и рестораны могут спрашивать устно, есть ли у посетителей необходимые документы.
Если же будут массовые показательные проверки, а также штрафы посетителей без теста и вакцинации, то это отпугнет людей от посещения кафе и ресторанов. К чему готовиться ресторанному бизнесу станет понятно по окончанию первой «карантинной недели».