О. Науменко: «Родители не должны загонять школьника после каникул на учебу, как в «тюрьму»

К сожалению многих школьников и их родителей, от долгожданных зимних каникул остался всего лишь маленький «хвостик» — всего пару дней. Вскоре наши дети снова сядут за парты и станут грызть «гранита науки». О том, как сделать переход от отдыха к школе наиболее простым и легким, корреспондент ГолосUA расспросила научного сотрудника Института психологии им. Костюка НАПН Украины Ольгу Науменко.
-Ольга, какие основные проблемы возникают у детей при переходе с «графика отдыха» на «график работы»?
-Конечно, не у всех детей возникают какие-то проблемы с адаптацией к новому расписанию и ритму жизни, но у некоторого количества школьников они все же встречаются. Особенно, если во время каникул у ребенка очень поменялся режим.
Так бывает, когда школьное «расписание», когда надо раньше вставать и из-за этого раньше ложиться спать, на каникулах нарушается. В особенности это пагубно для младших школьников, первоклашек. Но чаще этим злоупотребляют школьники более старшего возраста. Когда ребенку снова «резко» надо начать рано подниматься по утрам, в первое время адаптироваться весьма сложно.
В то же время, школьники в возрасте 10-12 лет чаще сталкиваются с психологическими, а не с физическими проблемами при переходе от каникул к занятиям.
-Чем грозит смена режима малышам?
-У первоклассников эти изменения могут даже негативно сказаться на здоровье. Дети при резком изменении режима даже могут заболеть, организм отреагирует снижением иммунитета. Поэтому важно, чтобы у маленьких детей режим особенно не менялся и на каникулах.
Если это первоклашки, они за неделю отдыха, возможно, даже могут отвыкнуть писать. Или – ребенок начинает что-то забывать. Но родителям не следует волноваться: пройдет неделя-другая, и дети все вспомнят, все выровняется. Мне кажется, что в течение первых двух недель после каникул родителям вообще не нужно переживать из-за успеваемости ребенка.
Папам и мамам нужно постараться, чтобы во время отдыха режим их чада оставался обычным. Ведь очень часто бывает, что для детей, начиная с Нового года, почти каждая ночь, как новогодняя.
-А какие сложности возникают у более старших школьников? Вы упомянули психологические проблемы…
-Да, для них сложнее психологический момент – в том плане, что они какой-то период времени делали то, что им хотелось, а тут приходится делать то, что нужно. Это касается не только детей, но и взрослых людей. Существует такое понятие – «постотпускная депрессия».
Ребенку понадобится какое-то время, чтобы войти в рабочую «колею». Считаю, что главное для родителей – не делать из этого какой-то большой проблемы. Пройдет какое-то время, ребенок адаптируется.
Но и «сбои» в режиме опасны для подростков, когда на каникулах далеко за полночь они просиживают перед телевизором иди компьютером. А потом утром спят часов до 12-ти.
-Как помочь школьнику быть «сознательным» даже на каникулах?
-Родители должны напомнить о домашнем задании на каникулы не в последний день перед их окончанием, а раньше — чтобы ребенок распределил подготовку уроков на несколько дней. Если школьник в период праздников намного больше сидит за компьютером, чем в будни, к окончанию их постепенно лучше уменьшать это время.
И в первую школьную неделю надо давать ребенку больше отдыхать, то есть – заниматься тем, чем ему нравится, чтобы не было очень резкого перехода. Тогда школьник постепенно войдет в обычную «колею», сам начнет подстраиваться, чтобы успешно выполнять школьные задания.
Важно также в первые школьные дни помогать ребенку собираться на учебу, заботиться, чтобы он не забыл учебники, подготовить школьную одежду.
-Как быть, если ребенок не хочет идти в школу?
-У многих детей такая проблема не возникает, так как они успели соскучиться по одноклассникам, им интересно, кто и где побывал во время отдыха, чем занимался. Но если ребенок все же капризничает, не хочет идти в школу, можно, например, предложить купить ему что-то новое из канцтоваров. Что-то, что ему очень нравится и что он может использовать в учебе. Такие приятные и вдохновляющие моменты могут помочь, особенно – маленьким детям.
В целом, родители в силах помочь ребенку адаптироваться к школе, сделать этот переход мене неприятным. Но есть дети, которые проходят такие моменты легко. Важно, чтобы родители не относились к этому, как к серьезной проблеме и серьезно не нагружали ребенка по принципу: «Вот у тебя были каникулы, ты делал, что хотел. А теперь – строгий режим, «тюрьма».

Читайте также по теме