- За последние полгода украинское правительство, активно взявшись за автомобильную отрасль, придумало несколько дополнительных налогов, якобы призванных возродить отечественное автопроизводство. Так, 14 апреля Украина ввела дополнительные пошлины на импорт легковых автомобилей в размере 6,46% — 12,95%. Однако вместо резкого роста внутреннего производства власти получили только прежнее падение показателей, да проблемы с ЕС и Россией в придачу. Но этим не обошлось. Чиновники пошли дальше и – уже в качестве ответной меры в адрес РФ – предложили ввести утилизационный сбор, который, опять-таки, уже с 1-го сентября должен вроде бы как стимулировать украинцев покупать машины, произведенные в Украине. Впрочем, и тут правительство промахнулось, поскольку, как утверждают специалисты, новый сбор ударит и по авто украинской сборки, поскольку компании-производители не успеют к осени создать сети утилизационных центров и в результате машины подорожают. О том, к чему могут привести последние нововведения в отрасли и как они отразятся на рынке, ГолосUA рассказал Генеральний директор Всеукраинской Ассоциации автомобильных импортеров и дилеров Олег Назаренко.
- — Господин Назаренко, почему, по вашему мнению, закон, призванный якобы повысить спрос на отечественные автомобили, приводит лишь к их подорожанию?
- — Это называется: не рой другому яму – сам в нее попадешь. Если вы помните, еще 14 апреля была введена так называемая спецпошлина на импортные авто. Лоббисты этой спецпошлины ожидали, что как только она вступит в силу, импортные автомобили подорожают, и народ кинется покупать собранные в Украине вот эти устаревшие автомобили корейского или китайского происхождения. Но так не произошло. Народ просто перестал покупать и импортные, и собранные в Украине автомобили. Главный момент этого закона заключается в том, чтобы «отбирать» у людей старые автомобили, которые несут угрозу окружающей среде, и стимулировать, таким образом, рост продаж новых авто.
- Однако в законе очень четко прописаны нормы о том, что производители должны открыть в каждом городе с населением свыше 50 тыс. человек пункт приемки вот этих автомобилей на утиль. И в каждом областном центре, плюс АР Крым, нужно открыть пункт разборки и переработки этих автомобилей. И мы очень жестко проследим, чтобы так называемые отечественные производители выполнили эти нормы. Потому что у меня есть подозрения, что они все-таки попытаются сделать фикцию и к 1 сентября создадут только реестр автосборочных предприятий и откроют фиктивные центры по утилизации. Кроме того, есть поручение президента, в котором поручено «безотлагательно» убрать все коэффициенты, чтобы убрать дискриминацию среди плательщиков этого утилсбора. Короче, платить будут все.
- — Возможны ли какие-то компенсаторные механизмы для отечественных производителей?
- — Я предполагаю, что сейчас будут делаться попытки пролоббировать вариант, что за счет средств, которые получит государство от этого утилизационного сбора, выдавать некие сертификаты-компенсаторы тем автомобилям, которые собраны в Украине и считаются почему-то отечественными, хотя я уже говорил, что это китайские и корейские автомобили. А отечественные – «Таврия» и «Славута» — сняты с производства еще 4 года тому. Но мы будем выступать против этого, потому что, если уж утилизационный сбор должен быть, он должен идти на пенсии и бюджетникам, а не на дотации покупателю «Ланоса».
- — После принятия закона о введении спецпошлины звучало мнение о том, что она будет стимулировать производителей иномарок открывать производства в Украине. Насколько это реально?
- — Да никто ничего открывать не будет. Дело в том, что у Украины действительно был шанс еще в 1998 году, когда продавался Запорожский автозавод, получить серьезных инвесторов. Сюда хотел прийти и «Дженерал-моторс», и «Форд», хотела «Тойота» рассмотреть приобретение этого завода. Но почему-то тогда правительство Александра Лазаренко выбрало непонятную компанию «Дэу», о которой уже тогда говорили, что это потенциальный банкрот и связывали это с коррупцией китайских и корейских чиновников. Но почему-то выбрали именно эту марку, не смотря на то, что к тому времени уже эта компания построила «Фабрику самоходов особовых», и было понятно, что в Украине никто ничего строить не будет, если есть возможность завозить в страну машинокомплекты и собирать их.
- Тогда был действительно шанс. С тех пор масса автомобильных заводов построилась в Словакии, в Словении, в Болгарии, в России. Ведь заводы строят либо там, где есть рынок, чтобы автомобили продавать, либо там, где есть дешевые энергоресурсы, дешевая рабочая сила и достойное налогооблажение для того, чтобы создавать автомобили и продавать их в других странах. Но пошлины, которые мы вводим, делают производимые у нас машины неконкурентоспособными в других странах. А если завод будет работать на внутренний рынок и выпускать 10 тыс. автомобилей в год, то эти авто будут золотыми, ведь рентабельность производства начинается со 100 тыс. автомобилей в год. А при украинском рынке в 200 тыс. штук в год никакой инвестор в страну не придет. Поэтому единственная возможность привлечь в страну инвестора – это снять все эти ограничения – спецпошлины, сборы.
- — Может ли, скажем, производитель компенсировать повышение цены?
- — Цена на машину формируется таким образом. Есть цена завода-производителя, допустим, 10 тыс. долларов. Плюс акцизный сбор 3-5%, то есть 300-500 долларов, плюс пошлина ввозная 10% — это еще тысяча долларов. Плюс еще спецпошлина, 1300 долларов, теперь будет еще так называемый утилизационный сбор, я предполагаю, где-то 5,5 тыс. грн. На это все еще берется НДС. То есть с 1-го сентября еще где-то на 6,6 тыс. грн. цена автомобиля увеличится. Причем невозможно нивелировать это подорожание, если даже, допустим, завод-производитель японский или немецкий, пойдет на какие-то немыслимые условия, увеличит рентабельность труда и начнет импортировать в Украину автомобили по более низкой закупочной цене – не 10 тыс., а 8 тыс. долларов с тем, чтобы на украинском потребителе не отразилось это подорожание.
- Но это невозможно по причине под названием Министерство доходов и сборов, в которое вошла таможня. Как только импортер надумает завозить автомобили по более низкой цене, это будет расценено налоговиками и таможенниками как занижение таможенной стоимости и неуплата налогов. И налоги все равно придется платить в полном объеме – следовательно, цены на автомобили вырастут.
- — Тогда, какие последствия для рынка будет иметь подорожание автомобилей?
- — Есть такое понятие, как финансовая емкость рынка. Это объем денег, которые украинцы могут потратить, чтобы купить определенное количество автомобилей. На сегодня она составляет где-то 5 миллиардов гривен. Теперь, условно говоря, если увеличивается цена на автомобиль, например, на 10%, количество же денег у людей от этого не прибавится. То есть люди все равно смогут купить автомобили на эти 5 миллиардов. Поэтому любой рост цен на автомобильном рынке провоцирует падение этого рынка. Но он также провоцирует подорожание и сопутствующих товаров, поскольку очень много вещей возится на автомобилях, а автомобиль – это эталон потребительского рынка.
В Швеции на окраине города Гетеборг лось забрел на склад магазина с...