Мария Мамаева
13:01 11/08/2013

О. Назаренко: «Отечественного автопрома в Украине нет уже 4 года, и только чиновники думают, что его можно возродить»

За последние полгода украинское правительство, активно взявшись за автомобильную отрасль, придумало несколько дополнительных налогов, якобы призванных возродить отечественное автопроизводство. Так, 14 апреля Украина ввела дополнительные пошлины на импорт легковых автомобилей в размере 6,46% — 12,95%. Однако вместо резкого роста внутреннего производства власти получили только прежнее падение показателей, да проблемы с ЕС и Россией в придачу. Но этим не обошлось. Чиновники пошли дальше и – уже в качестве ответной меры в адрес РФ – предложили ввести утилизационный сбор, который, опять-таки, уже с 1-го сентября должен вроде бы как стимулировать украинцев покупать машины, произведенные в Украине. Впрочем, и тут правительство промахнулось, поскольку, как утверждают специалисты, новый сбор ударит и по авто украинской сборки, поскольку компании-производители не успеют к осени создать сети утилизационных центров и в результате машины подорожают. О том, к чему могут привести последние нововведения в отрасли и как они отразятся на рынке, ГолосUA рассказал Генеральний директор Всеукраинской Ассоциации автомобильных импортеров и дилеров Олег Назаренко.
— Господин Назаренко, почему, по вашему мнению, закон, призванный якобы повысить спрос на отечественные автомобили, приводит лишь к их подорожанию?
— Это называется: не рой другому яму – сам в нее попадешь. Если вы помните, еще 14 апреля была введена так называемая спецпошлина на импортные авто. Лоббисты этой спецпошлины ожидали, что как только она вступит в силу, импортные автомобили подорожают, и народ кинется покупать собранные в Украине вот эти устаревшие автомобили корейского или китайского происхождения. Но так не произошло. Народ просто перестал покупать и импортные, и собранные в Украине автомобили. Главный момент этого закона заключается в том, чтобы «отбирать» у людей старые автомобили, которые несут угрозу окружающей среде, и стимулировать, таким образом, рост продаж новых авто.
Однако в законе очень четко прописаны нормы о том, что производители должны открыть в каждом городе с населением свыше 50 тыс. человек пункт приемки вот этих автомобилей на утиль. И в каждом областном центре, плюс АР Крым, нужно открыть пункт разборки и переработки этих автомобилей. И мы очень жестко проследим, чтобы так называемые отечественные производители выполнили эти нормы. Потому что у меня есть подозрения, что они все-таки попытаются сделать фикцию и к 1 сентября создадут только реестр автосборочных предприятий и откроют фиктивные центры по утилизации. Кроме того, есть поручение президента, в котором поручено «безотлагательно» убрать все коэффициенты, чтобы убрать дискриминацию среди плательщиков этого утилсбора. Короче, платить будут все.
— Возможны ли какие-то компенсаторные механизмы для отечественных производителей?
— Я предполагаю, что сейчас будут делаться попытки пролоббировать вариант, что за счет средств, которые получит государство от этого утилизационного сбора, выдавать некие сертификаты-компенсаторы тем автомобилям, которые собраны в Украине и считаются почему-то отечественными, хотя я уже говорил, что это китайские и корейские автомобили. А отечественные – «Таврия» и «Славута» — сняты с производства еще 4 года тому. Но мы будем выступать против этого, потому что, если уж утилизационный сбор должен быть, он должен идти на пенсии и бюджетникам, а не на дотации покупателю «Ланоса».
— После принятия закона о введении спецпошлины звучало мнение о том, что она будет стимулировать производителей иномарок открывать производства в Украине. Насколько это реально?
— Да никто ничего открывать не будет. Дело в том, что у Украины действительно был шанс еще в 1998 году, когда продавался Запорожский автозавод, получить серьезных инвесторов. Сюда хотел прийти и «Дженерал-моторс», и «Форд», хотела «Тойота» рассмотреть приобретение этого завода. Но почему-то тогда правительство Александра Лазаренко выбрало непонятную компанию «Дэу», о которой уже тогда говорили, что это потенциальный банкрот и связывали это с коррупцией китайских и корейских чиновников. Но почему-то выбрали именно эту марку, не смотря на то, что к тому времени уже эта компания построила «Фабрику самоходов особовых», и было понятно, что в Украине никто ничего строить не будет, если есть возможность завозить в страну машинокомплекты и собирать их.
Тогда был действительно шанс. С тех пор масса автомобильных заводов построилась в Словакии, в Словении, в Болгарии, в России. Ведь заводы строят либо там, где есть рынок, чтобы автомобили продавать, либо там, где есть дешевые энергоресурсы, дешевая рабочая сила и достойное налогооблажение для того, чтобы создавать автомобили и продавать их в других странах. Но пошлины, которые мы вводим, делают производимые у нас машины неконкурентоспособными в других странах. А если завод будет работать на внутренний рынок и выпускать 10 тыс. автомобилей в год, то эти авто будут золотыми, ведь рентабельность производства начинается со 100 тыс. автомобилей в год. А при украинском рынке в 200 тыс. штук в год никакой инвестор в страну не придет. Поэтому единственная возможность привлечь в страну инвестора – это снять все эти ограничения – спецпошлины, сборы.
— Может ли, скажем, производитель компенсировать повышение цены?
— Цена на машину формируется таким образом. Есть цена завода-производителя, допустим, 10 тыс. долларов. Плюс акцизный сбор 3-5%, то есть 300-500 долларов, плюс пошлина ввозная 10% — это еще тысяча долларов. Плюс еще спецпошлина, 1300 долларов, теперь будет еще так называемый утилизационный сбор, я предполагаю, где-то 5,5 тыс. грн. На это все еще берется НДС. То есть с 1-го сентября еще где-то на 6,6 тыс. грн. цена автомобиля увеличится. Причем невозможно нивелировать это подорожание, если даже, допустим, завод-производитель японский или немецкий, пойдет на какие-то немыслимые условия, увеличит рентабельность труда и начнет импортировать в Украину автомобили по более низкой закупочной цене – не 10 тыс., а 8 тыс. долларов с тем, чтобы на украинском потребителе не отразилось это подорожание.
Но это невозможно по причине под названием Министерство доходов и сборов, в которое вошла таможня. Как только импортер надумает завозить автомобили по более низкой цене, это будет расценено налоговиками и таможенниками как занижение таможенной стоимости и неуплата налогов. И налоги все равно придется платить в полном объеме – следовательно, цены на автомобили вырастут.
— Тогда, какие последствия для рынка будет иметь подорожание автомобилей?
— Есть такое понятие, как финансовая емкость рынка. Это объем денег, которые украинцы могут потратить, чтобы купить определенное количество автомобилей. На сегодня она составляет где-то 5 миллиардов гривен. Теперь, условно говоря, если увеличивается цена на автомобиль, например, на 10%, количество же денег у людей от этого не прибавится. То есть люди все равно смогут купить автомобили на эти 5 миллиардов. Поэтому любой рост цен на автомобильном рынке провоцирует падение этого рынка. Но он также провоцирует подорожание и сопутствующих товаров, поскольку очень много вещей возится на автомобилях, а автомобиль – это эталон потребительского рынка.

Читайте также по теме