О. Назаренко: «Соглашение об Ассоциации с ЕС делает Украину колониальной республикой»

Производство авто в Украине продолжает падать. Так, по данным ассоциации «Укравтопром», за первую половину 2018 года было выпущено только 3853 единиц, что на 6,4% по сравнению с первым полугодием 2017-го. При этом легковые автомобили собирает  только завод «Еврокар». ГолосUA расспросил генерального директора Всеукраинской Асоциации Автомобильных импортеров и Дилеров Олега Назаренко, почему в Украине остался только один  производитель легковых автомобилей?

— Олег, насколько за последние несколько лет упал отечественный автопром?

— В 2009 году тот же ЗАЗ только в Россию продавал по 200 тысяч машин. В Украине продавалась 621 тысяча автомобилей. Из них 240 шли на импорт, остальные продавались на внутреннем рынке. С 2014 года мы потеряли внешние рынки, и собственный рынок сильно упал.

—  Почему в Украине остался только один  производитель легковых автомобилей?

— Страны, в которых работает автопром, обычно имеют свой серьезный рынок, либо внешние рынки. Например, Словакия занимает первое место в мире по производству автомобилей на душу населения. Не потому, что словаки покупают так много автомобилей, а потому что они выпускают разные марки машин. В частности, «КИА», «Хюндай», «Пежо» и «Фольксваген», и продают их по всему миру.  Для того чтобы автопром развивался, нужны внешние рынки, чтобы поставлять автомобили. Проектная рентабельность автозавода начинается как минимум с выпуска 180200 тысяч автомобилей в год. В Украине с рынком 80 тысяч автомобилей, оставшееся количество автомобилей нужно выпускать на внешние рынки. Рынок СНГ и России мы потеряли, а рынок ЕС для Украины закрыт. Плюс коррупция.

—  Какая ситуация на российском рынке автомобилей?

— Во всем мире говорят про российские санкции, а на самом деле никаких санкций нет. Мировые производители построили 24 автомобильных завода в России. Кроме того, Mercedes-Benz приступил к строительству собственных мощностей в Подмосковье. В Калужской области сейчас работают заводы по производству автомобилей  «Пежо», «Фольксвагена» и других марок авто. Местные власти выделяли там бесплатно для этого землю и за счет губернии подводили все коммуникации, делали дороги. После чего инвесторам предлагалось просто приходить и работать. Когда чиновник потребовал взятку от инвестора за документ, то его просто посадили в тюрьму. А у нас один из инвесторов мне рассказывал, что он покупал за свои деньги землю, подводил газ, воду, свет за собственные средства, платил «бешенные» взятки и со своего кармана делал дороги. Кроме того, жители местного села потребовали еще 100 тысяч долларов за то, чтобы они не бунтовали против этой стройки.  Когда инвестор объяснял им, что это рабочие места для них, то местные жители заявили, что они им не нужны, дайте нам денег. Иначе мы перекроем дороги и не разрешим строительство.

— Почему для Украины закрыт  европейский рынок,  мы же подписали ассоциацию с ЕС?

— Мы подписали с ЕС соглашение, которое составлено в крайне невыгодном формате для Украины. Соглашение закрывает нам дорогу на европейский рынок. У нас есть переходный период 10 лет, хотя во всем мире соглашение о свободной торговле предусматривает обнуление пошлин. Такое же соглашение как у нас с ЕС существует между Евросоюзом и Панамой, Багамами, Турцией и Египтом. Только для них данные соглашения выгодны. В частности, на панамские автомобили нулевая пошлина, а мы подписали соглашение с переходным периодом на 10 лет во время, которого украинские автомобили поставляются в ЕС с 10% пошлиной. А теперь проанализируйте, как производитель сюда придет, чтобы инвестировать во внешний рынок, если рынок России для нас потерян.  Китай строит свой завод в Болгарии, а не в Украине, потому что Болгария член ЕС и у них нулевая пошлина. Если они будут производить автомобили в нашей стране, и поставлять их в ЕС, то они будут  автоматически на 10%  дороже. Следовательно, инвесторы не видят смысла сюда приходить.

— Что мешает развиваться украинскому автопрому?

— Если бы государство создало необходимые инвестиционные условия, убрало коррупцию и взяточничество и сажало бы в тюрьму чиновников  за вымогательство,  то может быть инвесторы бы и пришли. Кроме того, не стоит забывать о соглашении с ЕС, которое абсолютно не выгодно Украине. Отменить его невозможно. Оно начало работать в полной силе с 1 сентября 2018 года. Соответственно, поставлять свои автомобили в ЕС из-за оградительных пошлин мы не можем.  Прежде, чем подписывать соглашение с ЕС, его нужно было читать. Нас просто обманули и закрыли от нас европейские рынки. Подобные соглашения, как с Украиной ЕС подписал практически с 40 странами. В частности, с Гондурасом и даже с палестинским Сектором газа. Но там нет заградительных пошлин. ЕС не боится, что оттуда к ним начнут поставлять автомобили. В Евросоюзе побоялись, что в Украину придут инвесторы  и построят заводы,  а в Германии и «Фольцваген» закроют, так как в Украине можно платить зарплаты не 3000-4000 тысячи евро, а 1000 евро. Канцлеру Ангеле  Меркель не нужно, чтобы в Германии закрылись заводы и потерялись рабочие места. Соответственно,  ЕС подписал такое соглашение с Украиной, которое поставило ее на колени и делает ее колониальной республикой.

Читайте также по теме