В Украине заканчивается театральный сезон, который был очень беден на театральные гастроли. О ситуации на гастрольном рынке Украины, его тенденциях и перспективах ГолосUA рассказала известный украинский продюсер Оксана Немчук.
— Оксана Владимировна, как вы оцениваете нынешнюю ситуацию на гастрольном рынке Украины?
— Как это ни парадоксально, но драматические времена, переживаемые Украиной, способствуют рождению новых культурных тенденций и разрушают рутинные процессы. Возникшая пауза дарит уникальную возможность, сформулировать культурную среду обитания, которая нам и полезна, и приятна. Именно сейчас мы можем наполнить ее своим уникальным культурным содержанием. Это вызов для людей творческих. Это сложная и рискованная задача для творческого менеджмента. Систематизировать и модернизировать прежде всего внутренний гастрольный процесс, быть интересными самим себе — это первый и важный шаг к международному продвижению.
— Почему крупные промоутеры пока не рискуют предлагать украинским театралам хороший европейский театр?
— Существуют несколько серьезных причин. Первая из них — это сложная политическая и экономическая ситуация. Вторая — это финансовые риски и большие затраты, стоящие за организацией международных проектов. И третья — это объективная растерянность в оценке зрительских симпатий и ожиданий. Фактическое отсутствие обученного, информированного потребителя. Безусловно, если при финансовой поддержке какого- либо доброго человека разово приедет Европейская труппа, зритель найдется, в основном приглашенный. Но имеет ли это отношение к системному гастрольному процессу? Мой ответ — нет. Вот нехитрая задача. Приглашение труппы, пусть с небольшим количеством участников и не объемными декорациями, плюс остальные затратные статьи проекта (реклама, проживание, площадка) сможет окупиться в случае 70% сбора от спектакля, идущего три недели подряд каждый день. Готов ли наш зритель к этому? Есть ли он? Это большой вопрос. Подобные проекты требуют и поддержки меценатов и поддержки государственных структур.
-Какие интересные театральные проекты можно было бы показать в Украине?
— Касательно интересных театральных проектов для гастролей в Украине. Есть они в Польше. В Венгрии уж совсем у не чужого нам Аттилы Виднянского. В прибалтийских странах. Перечисленные мной направления близки и понятны нашему зрителю. И вполне реальны с точки зрения экономики. Лично мне интересно было бы привезти RSC (королевскую шекспировскую труппу) или Комеди Франсез. Иво ван Ховена и мою любимую труппу, еще со студенческих времен, — Toneelgroep Amsterdam. Кирилла Серебренникова с его спектаклем "Кому на Руси жить хорошо", это очень интересно и современно как с художественной точки зрения, так и с философской. Этот исповедальный спектакль раскрывает суть дефиниции — патриотизм. Не манипулятивный, политически незаангажированый, честный патриотизм, основанный на идеях гуманизма. С важным для каждой нации внутренним вопросом. Кто мы? Очень хочется показать «Онегин» Туминаса. Надеюсь, что-то я смогу реализовать…
— Вы не один год работаете на театральном пространстве Великобритании. В чем особенности работы продюсера именно там, если изысканной лондонской публике предлагают, скажем, сложные психологические спектакли Римаса Туминаса?
— Главная особенность Британского театрального пространства — это профессиональная репутация. Ни деньги, ни связи без хорошего имени неэффективны. Репутация — это основной капитал продюсера. Партнерское доверие — это и награда, и большая ответственность. Касательно Туминаса … Его успех в Лондоне — это не только следствие его большого таланта, это системная работа по продвижению именно к британскому зрителю. Безусловно, работая с таким режиссером, нужно отдавать себе отчет в том, что у тебя нет права на ошибку. Британский зритель избалован количеством предложений (не всегда качественных), но настоящий художественный результат этот зритель ценить умеет.
— Почему, на ваш взгляд, хороший украинский театр пока не пробивается на престижные сцены Лондона, Парижа?
— Это серьезная и больная тема. Ее сложно кратко сформулировать, но попытаюсь. На мой взгляд, первое — это неготовность воспринимать конструктивную критику. То, что нам кажется прекрасным и милым сердцу, творческой высотой и победой… может не соответствовать предоставлениям европейского зрителя и театральной критики. Порой доходит до смешных детских обид. А если на Западе тебе врежут наотмашь? Готов ли ты понять это, переработать и пойти дальше? Много ли руководителей театров готовы услышать о себе правду? Не правду законсервированного пространства, а ту правду, через которую лежит путь к мировому успеху? Вопрос. Второе — это отсутствие понимания, насколько ценным для международной гастрольной практики (успешной) является институт продюсирования. Третье — это неэффективная стратегия (если таковая имеется ) по европейскому продвижению не только украинского театра, но и национальной культуры в целом.
— Какие украинские театральные проекты можно было бы показать требовательной театральной Европе? Кого выделите из украинских режиссеров которые были бы интересны Западу?
— В наше время, когда политический театр затмевает любые художественные проявления, когда перформансы площадей и майданов несут в себе великий трагизм, нелепо пытаться переносить это кипение, этот градус в искусственную среду. И те режиссеры которые это понимают (с каким бы материалом они не работали), на первый, самый крупный план выводят человека. Человеческую судьбу. Именно это в контексте времени и событий будет интересно европейскому зрителю. Человек и его выбор. Работы Дмитрия Богомазова — это готовые проекты к европейскому прокату. Есть интересное у Андрея Белоуса, да и вообще Молодой театр сейчас наполнен молодой режиссурой, драматургией, какой-то особой энергетикой. Есть интересные спектакли в театре им. И. Франко. Хотелось бы (в мечтах) вернуть на Родину украинского режиссера Андрея Жолдака. С театральным проектом без точных исторических указателей. Да хоть с греческой трагедией… Или переосмысленной украинской классикой конца XIX- начала XXвека. Это был бы большой и интересный проект для европейского проката.
— В Украине сегодня бурно развивается антреприза. Как вы думаете, это прогресс или регресс?
— Среди многих сомнительных по качеству антрепризных проектов появляются и очень системные. К примеру, недавняя премьера «Идеальной семейки». Продюсер добился хорошего результата. Казалось бы, достаточно несложная пьеса с запрограммированной зрительской слезой заставила профессиональную среду судить антрепризный спектакль по большому счету. Я не говорю о художественном результате или работе режиссера (к Богомазову — другой счет) но эта работа, это спектакль. Он будет приносить удовольствие зрителю и не будет портить его вкус (что немаловажно), так что качественная антреприза — это шаг вперед.
-Что можно сказать о перспективах гастролей прославленного во всем мире Литовского Малого театра, которым руководит гениальный Римас Туминас? Насколько сложно организовать подобные гастроли в наших экономических условиях?
— Действительно у нас есть договоренности с Вильнюсский малым театром. Мы определили репертуар и приблизительные сроки. Провели переговоры с площадкой, и, если меценаты проекта сдержат свои обещания, в конце этого года в Киеве состоится гастроли этого блестящего коллектива. Особых сложностей в организации я не вижу, но, естественно, риски и форс-мажорные обстоятельства должны максимально амортизироваться средствами от меценатов проекта.
-Какие спектакли Туминаса — в числе ваших любимых?
— Мой любимый спектакль Туминаса – «Дядя Ваня». Пересматривать не один раз можно его репетиции… Да и наблюдать за самим Римасом Владимировичем в жизни — очень забавно.
— В прессе еще весной появилась информация о постановке Туминасом чеховской пьесы именно в Лондоне с актером Файнсом — при вашем непосредственном продюсерском участии… Что можно сказать об этом проекте?
— Да, действительно такие договоренности существуют. Этот проект готовится к реализации. Подготовка сопряжена с временными сложностями. Файнс и Туминас — очень занятые люди, планирующие свою жизнь и графики на годы вперед. И перед продюсерской группой стоит нелегкая задача выбрать оптимально благоприятные сроки для реализации проекта и соединить их с расписанием режиссера и основных артистов . Но, я надеюсь, мы с этим справимся и проект встретится со своим зрителем в разных странах .
— Что может и должно сделать наше государство, чтобы гастрольный и фестивальный взаимообмен между Европой и Украиной оживился и вышел на новый уровень?
— Государство не должно терять прежде всего то, что у него есть. А это – «Гогольфест», это «Молодость». Существующие серьезные платформы для международного общения и продвижения. И когда у этих проектов возникает угроза отмены из-за нехватки средств — это уже не частная проблема организаторов и продюсеров. Это сигнал о серьезном системном сбое в работе всех гуманитарных институтов государства. Задачей и Министерства культуры, и комитетов Верховной Рады — это работа со СМИ. Убеждать их в необходимости широкого освещения культурных процессов. Телевидение и пресса должны быть ответственными за созидание культурной среды на законодательном уровне. И нужно отдавать себе отчет в том, что государство — это механизм управления (в нашем случае не всегда профессионального и эффективного), а значит, инициатива должна исходить от нас. Мы должны сформулировать, осознать и инициировать процесс международного взаимообмена. И направить механизм управления в конструктивное русло.