О. Немчук: «Драматические времена способствуют рождению новых культурных тенденций»

В Украине заканчивается театральный сезон, который был очень беден на театральные гастроли.  О ситуации на гастрольном рынке Украины, его тенденциях и перспективах ГолосUA рассказала известный украинский продюсер Оксана Немчук.

— Оксана Владимировна, как вы оцениваете нынешнюю ситуацию на гастрольном рынке Украины?

— Как это ни парадоксально, но драматические времена, переживаемые Украиной, способствуют рождению новых культурных тенденций и разрушают рутинные процессы. Возникшая пауза дарит уникальную возможность, сформулировать культурную среду обитания, которая нам и полезна, и приятна. Именно сейчас мы можем наполнить ее своим уникальным культурным содержанием. Это вызов для людей творческих. Это сложная и рискованная задача для творческого менеджмента. Систематизировать и модернизировать прежде всего внутренний гастрольный процесс, быть интересными самим себе — это первый и важный шаг к международному продвижению.

— Почему крупные промоутеры пока не рискуют предлагать украинским театралам  хороший европейский театр?

— Существуют несколько серьезных причин. Первая из них — это сложная политическая и экономическая ситуация. Вторая — это финансовые риски и большие затраты, стоящие за организацией международных проектов. И третья — это объективная растерянность в оценке зрительских симпатий и ожиданий. Фактическое отсутствие обученного, информированного потребителя. Безусловно, если при финансовой поддержке какого- либо доброго человека разово приедет Европейская труппа, зритель найдется, в основном приглашенный. Но имеет ли это отношение к системному гастрольному процессу? Мой ответ — нет. Вот нехитрая задача. Приглашение труппы, пусть с небольшим количеством участников и не объемными декорациями, плюс остальные затратные статьи проекта (реклама, проживание, площадка) сможет окупиться в случае 70% сбора от спектакля, идущего три недели подряд каждый день. Готов ли наш зритель к этому? Есть ли он? Это большой вопрос. Подобные проекты требуют и поддержки меценатов и поддержки государственных структур.

-Какие интересные театральные проекты можно было бы показать в Украине?

— Касательно интересных театральных проектов для гастролей в Украине. Есть они в Польше. В Венгрии уж совсем у не чужого нам Аттилы Виднянского. В прибалтийских странах. Перечисленные мной направления близки и понятны нашему зрителю. И вполне реальны с точки зрения экономики. Лично мне интересно было бы привезти RSC (королевскую шекспировскую труппу) или Комеди Франсез. Иво ван Ховена и мою любимую труппу, еще со студенческих времен, — Toneelgroep Amsterdam. Кирилла Серебренникова с его спектаклем "Кому на Руси жить хорошо", это очень интересно и современно как с художественной точки зрения, так и с философской. Этот исповедальный спектакль раскрывает суть дефиниции — патриотизм. Не манипулятивный, политически незаангажированый, честный патриотизм, основанный на идеях гуманизма. С важным для каждой нации внутренним вопросом. Кто мы? Очень хочется показать «Онегин» Туминаса. Надеюсь, что-то я смогу реализовать…

— Вы не один год работаете на театральном пространстве Великобритании. В чем особенности работы продюсера именно там, если изысканной лондонской публике предлагают, скажем, сложные психологические спектакли Римаса Туминаса?

— Главная особенность Британского театрального пространства — это профессиональная репутация. Ни деньги, ни связи без хорошего имени неэффективны. Репутация — это основной капитал продюсера. Партнерское доверие — это и награда, и большая ответственность. Касательно Туминаса … Его успех в Лондоне — это не только следствие его большого таланта, это системная работа по продвижению именно к британскому зрителю. Безусловно, работая с таким режиссером, нужно отдавать себе отчет в том, что у тебя нет права на ошибку. Британский зритель избалован количеством предложений (не всегда качественных), но настоящий художественный результат этот зритель ценить умеет.

Почему, на ваш взгляд, хороший украинский театр пока не пробивается на престижные сцены Лондона, Парижа?

— Это серьезная и больная тема. Ее сложно кратко сформулировать, но попытаюсь. На мой взгляд,  первое — это неготовность воспринимать конструктивную критику. То, что нам кажется прекрасным и милым сердцу, творческой высотой и победой… может не соответствовать предоставлениям европейского зрителя и театральной критики. Порой доходит до смешных детских обид. А если на Западе тебе врежут наотмашь? Готов ли ты понять это, переработать и пойти дальше? Много ли руководителей театров готовы услышать о себе правду? Не правду законсервированного пространства, а ту правду, через которую лежит путь к мировому успеху? Вопрос. Второе — это отсутствие понимания, насколько ценным для международной гастрольной практики (успешной) является институт продюсирования. Третье — это неэффективная стратегия (если таковая имеется ) по европейскому продвижению не только украинского театра, но и национальной культуры в целом.

— Какие украинские театральные проекты можно было бы показать требовательной театральной Европе? Кого выделите из украинских режиссеров которые были бы интересны Западу?

— В наше время, когда политический театр затмевает любые художественные проявления, когда перформансы площадей и майданов несут в себе великий трагизм, нелепо пытаться переносить это кипение, этот градус в искусственную среду. И те режиссеры которые это понимают (с каким бы материалом они не работали), на первый, самый крупный план выводят человека. Человеческую судьбу. Именно это в контексте времени и событий будет интересно европейскому зрителю. Человек и его выбор. Работы Дмитрия Богомазова — это готовые проекты к европейскому прокату. Есть интересное у Андрея Белоуса, да и вообще Молодой театр сейчас наполнен молодой режиссурой, драматургией, какой-то особой энергетикой. Есть интересные спектакли в театре им. И. Франко. Хотелось бы (в мечтах) вернуть на Родину украинского режиссера Андрея Жолдака. С театральным проектом без точных исторических указателей. Да хоть с греческой трагедией… Или переосмысленной украинской классикой конца XIX- начала XXвека. Это был бы большой и интересный проект для европейского проката.

— В Украине сегодня бурно развивается антреприза. Как вы думаете, это прогресс или регресс?

— Среди многих сомнительных по качеству антрепризных проектов появляются и очень системные. К примеру, недавняя премьера «Идеальной семейки». Продюсер добился хорошего результата. Казалось бы, достаточно несложная пьеса с запрограммированной зрительской слезой заставила профессиональную среду судить антрепризный спектакль по большому счету. Я не говорю о художественном результате или работе режиссера (к Богомазову — другой счет) но эта работа, это спектакль. Он будет приносить удовольствие зрителю и не будет портить его вкус (что немаловажно), так что качественная антреприза — это шаг вперед.

 -Что можно сказать о перспективах гастролей прославленного во всем мире Литовского Малого театра, которым руководит гениальный Римас Туминас? Насколько сложно организовать подобные гастроли в наших экономических условиях?

— Действительно у нас есть договоренности с Вильнюсский малым театром. Мы определили репертуар и приблизительные сроки. Провели переговоры с площадкой, и, если меценаты проекта сдержат свои обещания, в конце этого года в Киеве состоится гастроли этого блестящего коллектива. Особых сложностей в организации я не вижу, но, естественно, риски и форс-мажорные обстоятельства должны максимально амортизироваться средствами от меценатов проекта.

-Какие спектакли Туминаса — в числе ваших любимых?

— Мой любимый спектакль Туминаса – «Дядя Ваня». Пересматривать не один раз можно его репетиции… Да и наблюдать за самим Римасом Владимировичем в жизни — очень забавно.

— В прессе еще весной появилась информация о постановке Туминасом чеховской пьесы именно в Лондоне с актером Файнсом — при вашем непосредственном продюсерском участии… Что можно сказать об этом проекте?

— Да, действительно такие договоренности существуют. Этот проект готовится к реализации. Подготовка сопряжена с временными сложностями. Файнс и Туминас — очень занятые люди, планирующие свою жизнь и графики на годы вперед. И перед продюсерской группой стоит нелегкая задача выбрать оптимально благоприятные сроки для реализации проекта и соединить их с расписанием режиссера и основных артистов . Но, я надеюсь, мы с этим справимся и проект встретится со своим зрителем в разных странах .

— Что может и должно сделать наше государство, чтобы гастрольный и фестивальный взаимообмен между Европой и Украиной оживился и вышел на новый уровень?

— Государство не должно терять прежде всего то, что у него есть. А это – «Гогольфест», это «Молодость». Существующие серьезные платформы для международного общения и продвижения. И когда у этих проектов возникает угроза отмены из-за нехватки средств — это уже не частная проблема организаторов и продюсеров. Это сигнал о серьезном системном сбое в работе всех гуманитарных институтов государства. Задачей и Министерства культуры, и комитетов Верховной Рады — это работа со СМИ. Убеждать их в необходимости широкого освещения культурных процессов. Телевидение и пресса должны быть ответственными за созидание культурной среды на законодательном уровне. И нужно отдавать себе отчет в том, что государство — это механизм управления (в нашем случае не всегда профессионального и эффективного), а значит, инициатива должна исходить от нас. Мы должны сформулировать, осознать и инициировать процесс международного взаимообмена. И направить механизм управления в конструктивное русло.

Читайте также по теме