С наступлением теплого времени года значительно увеличилось число обращений автолюбителей и владельцев различных транспортных средств за консультациями по поводу новых правил налогообложения. Ведь известно: с начала 2011 года в соответствии с новым Налоговым кодексом украинские автовладельцы должны платить налоги по новым правилам. О том, насколько эти изменения соответствуют интересам владельцев транспортных средств и какую выгоду от нововведений получает государство, объясняет научный сотрудник отдела налоговой системы Академии финансового управления Министерства финансов Украины Оксана Озерчук.
— Оксана Викторовна, в чем суть сбора за первую регистрацию транспортных средств и чем отличается этот налог от того, который платили автовладельцы раньше?
— В связи с принятием Налогового кодекса Украины, с 1 января 2011 введен «Сбор за первую регистрацию транспортного средства». Одно из ключевых отличий этого сбора от налога с владельцев транспортных средств состоит в том, что он взимается только при первой регистрации транспортного средства. Ранее же, кроме налога, который уплачивался при первой регистрации, был еще и налог при перерегистрации транспортного средства — если менялся собственник, а также при проведении техосмотра ежегодно или один раз в два года.
— Те, кто разрабатывали это нововведение, отмечают, что новые правила основываются на опыте европейских стран, который проверен многолетней практикой…
— В Европе давно введено налогообложение владельцев транспортных средств по принципу: «платит больше тот, кто больше потребляет». Как это воплощается на практике? Там установлен акцизный налог на горючее, который используется для обеспечения финансирования строительства и ремонта дорог. Теперь такие правила содержатся и в новом Налоговом кодексе Украины. По мнению авторов, они позволяют обеспечить соблюдение общепринятого в мировой практике принципа, а также компенсировать потери бюджета от отмены транспортного налога. Новым документом предусмотрено определенное повышение ставок акцизного налога, в частности на бензин и дизельное топливо, — это станет своеобразной компенсацией потерь от ликвидации ежегодного налога. Итак, теперь те, кто больше ездят, соответственно, больше покупают топлива — будут и налогов платить больше.
— В каких случаях уплачивается сбор за первую регистрацию транспортного средства и каков механизм его исчисления и уплаты?
— Плательщики транспортного сбора — юридические и физические лица — уплачивают этот налог при первой регистрации в двух случаях: когда регистрируют новое, только что приобретенное у продавца транспортное средство, изготовленное в Украине, или при регистрации автомобиля, ввезенного из-за рубежа — как нового, так и подержанного. Таким образом, сбор при первой регистрации дополнительно регулирует импорт автомобилей на территории Украины. Уплачивается сбор при регистрации автотранспорта непосредственно в ГАИ. Если же осуществляется купля-продажа или переоборудование транспортных средств, которые уже состояли на учете в ГАИ, сбор за их регистрацию (или перерегистрацию) платить не нужно.
Кстати, новые правила уплаты сбора распространяются не только на колесные транспортные средства (кроме машин и механизмов для сельскохозяйственных работ и прицепов, мопедов и велосипедов), но и на вертолеты и суда. Уплачивать транспортный сбор необходимо до момента регистрации транспортного средства по месту регистрации по ставкам, действующим на день уплаты. База налогообложения определяется отдельно для каждого транспортного средства — эти правила прописаны в соответствующей статье Налогового кодекса.
Попутно отмечу, что в Налоговом кодексе сохранена градация размера сбора за объемом двигателя транспортного средства, а также сроком его эксплуатации. Не претерпело изменений налогообложение мотоциклов, а вот подсчет суммы уплаты сбора изменился. Теперь для ставок сбора предусмотрены коэффициенты в зависимости от возраста автомобилей. Для новых транспортных средств — 1, для транспортных средств, которые использовались до 8 лет (кроме электромобилей и тракторов) — 2; для судов, самолетов и вертолетов, которые использовались свыше 8 лет — 3; а для колесных транспортных средств, использовавшиеся свыше 8 лет (кроме электромобилей и тракторов) — 40. Благодаря этим коэффициентам государство хочет поощрить покупать новые транспортные средства и регулировать возраст транспорта, импортируемого в Украину.
— Существуют ли какие-то льготы для владельцев транспортных средств, и на кого они распространяются?
— Да, льготы существуют для отдельных категорий граждан. В частности, от уплаты сбора за первую регистрацию транспортного средства освобождаются легковые автомобили для инвалидов с объемом цилиндров двигателя до 1500 куб. см, которые приобретены за счет средств государственного или местных бюджетов или безвозмездно переданы инвалидам в соответствии с законодательством Украины. Льготы распространяются также на транспортные средства домов-интернатов для граждан преклонного возраста и инвалидов, детских домов-интернатов, пансионатов для ветеранов войны и труда. А также, гериатрических пансионатов, реабилитационных учреждений для инвалидов и детей-инвалидов, которые финансируются из государственного или местного бюджетов. Однако, в случае отчуждения вышеуказанных транспортных средств лица, получившие их в собственность, обязаны уплатить сбор по ставкам в порядке и на условиях, предусмотренных налоговым законодательством.
В положениях Налогового кодекса также предусмотрено, что ежегодно Кабинет Министров Украины уполномочен рассматривать предельный объем ставок сбора за первую регистрацию транспортного средства и ставок акцизного налога с учетом индекса инфляции. Поэтому, сумма сбора может меняться …
— Кто и каким образом должен осуществлять контроль над этим сбором?
— Как известно, государственная регистрация и учет всех транспортных средств осуществляется подразделениями Госавтоинспекции. В свою очередь, ГАИ обязана сообщать органам государственной налоговой службы о зарегистрированных транспортных средствах, а также о лицах, на которых они зарегистрированы. Это позволяет налоговикам осуществлять более полный контроль над уплатой сбора за первую регистрацию транспортных средств.
— Какие документы должны оформить автовладельцы для уплаты этого сбора?
— Сбор за первую регистрацию транспортного средства оплачивается до момента его регистрации. Плательщики сбора обязаны предъявлять квитанции или платежные поручения об уплате сбора с отметкой банка, где указана дата исполнения платежного поручения, а плательщики, освобожденные от уплаты сбора,- соответствующий документ, дающий право на пользование такими льготами. В случае отсутствия этих документов первая регистрация в Украине не проводится.
Юридические лица должны в десятидневный срок после первой регистрации в Украине транспортных средств подать в государственную налоговую службу по месту своего нахождения и по месту регистрации транспортного средства расчет суммы сбора по форме, установленной налоговой отчетностью. Кроме того, к расчету обязательно прилагаются заверенные копии регистрационных документов.