С 1 января 2013 года вступает в силу новое постановление Кабмина Украины — в городской черте время прибытия «скорой» по вызову не должно превышать 10 минут. В загородных населенных пунктах это время вдвое больше — до 20 минут с момента поступления сообщения диспетчеру. В случае внештатных ситуаций на дорогах время прибытия скорой по экстренному вызову может быть увеличено всего на 10 минут. Главное же в том, что вызовы будут сортироваться на «экстренные» и «несрочные», куда скорая на вполне законных основаниях может добираться теперь в течение часа. За разъяснением, к каким последствиям может привести такое «ноу-хау», корреспондент "ГолосUA" обратился к главе свободного профсоюза медиков Украины Олегу Панасенко.
— Олег, как вы считаете, возможно ли выполнение этого постановления в принципе?
— Сам закон об «Экстренной медицинской помощи» — крайне несовершенен. Об этом мы, медики, неоднократно заявляли и со страниц прессы, и в эфирах телеканалов, но к нам, к сожалению, не прислушались. Вот «выписали» распоряжение, что «скорая» должна доехать по городу за 10 минут, а за городом — за 20. Но это практически невыполнимо. Корреспонденты одного из ведущих телеканалов провели эксперимент, пытаясь добраться по киевским пробкам около километра от подстанции «скорой» до места вызова — у них это не получилось. А что же будет в сельской местности, где сокращены районные больницы, амбулатории, где так и не построены центры экстренной медицинской помощи? Битые дороги, изношенный санитарный автотранспорт — как за 20 минут там будет машина доезжать? И непонятно, кто приедет на вызов — то ли парамедик, то ли врач… Будут ли они оказывать помощь непосредственно на месте происшествия?
— Но государство обещает обновить парк машин-«скорых»…
— Хочу рассказать о том, как у нас относятся к здравоохранению: недавно в Бердянск поступило несколько новых машин для скорой помощи. Но они пришли пустые! Даже носилок в них нет. А Министерство здравоохранения, опять-таки по всем центральным телеканалам, заявляет о том, что вот — машины направляются в регионы полностью укомплектованными. Когда же журналисты заинтересовались, почему машины так долго простояли на складах — около года — в Минздраве объяснили, что они были «недостаточно укомплектованы», кресло не в ту сторону поворачивалось. А тут — присылают абсолютно «голые» машины. Вот такое отношение к скорой медпомощи. Они вероятно, забывают, что их родственники или дети, или они сами в любой момент могут оказаться потенциальными пациентами. То есть, на фактах мы видим продолжающееся разрушение службы скорой медицинской помощи. Кто же будет строить дом, не имея фундамента? А фундамент для любого государственного действия — это разработка четких нормативно-правовых документов.
— Об этом и хотелось бы вас спросить. Появился ли наконец четкий план реорганизации «скорой»?
— Этого всего нет. Врачи, фельдшера скорой помощи оказались вне закона, потому что в Законе «Об экстренной медицинской помощи» о них не сказано ни слова. Мне звонят из всех регионов и рассказывают, что медперсонал «скорой», прикрепленный к больницам, передают в ведение Министерства чрезвычайных ситуаций. Это что же, одно из подтверждений, что на «скорой» не будет врача? Ведь врачи каждые пять лет должны проходить аттестацию, повышать свою категорию, регулярно проходить курсы повышения квалификации. А контролирует все это именно Министерство здравоохранения. Что же получается — Минздрав «умывает руки»?
Я обратился к заместителю Министра здравоохранения А. Толстанову, направил письмо с просьбой разъяснить, какими нормативными актами (подзаконными или приказами Минздрава) будет определяться количественный и качественный состав бригад экстренной медицинской помощи, будут ли там врач и фельдшер. Толстанов мне ответил, что данные документы находятся в стадии разработки. То есть, «скорую помощь» ломают, а нового ничего не строят. Нет фундаментальных документов.
Говорят, что из областных центров будут вылетать вертолеты и самолеты санавиации. Но это, опять-таки, показуха. Один вылет самолета стоит от 6-ти до 8-ми тыс грн, вертолета — 8-10 тыс грн. При условиях нищенского финансирования здравоохранения это невозможно.
— Есть еще одна проблема: по новым правилам больных будут делить на «экстренных» и «не срочных». По какому принципу и кто этим будет заниматься?
— Я вообще этого не понимаю. Что же, все жители Украины должны проходить курс медуниверситета, чтобы знать, что такое экстренная хирургическая или терапевтическая патология? Они что, должны знать — по какому случаю вызывать «скорую»? Само название службы говорит о том, что она — для немедленного реагирования на человеческую боль и страдания. Если сортировать будут диспетчеры, то они должны быть врачами. Это еще как-то можно принять. Но никто еще ни по телефону, ни по интернету не смог поставить точный диагноз без осмотра пациента, без того, чтобы элементарно прощупать живот, проверить пульс и просто увидеть больного. Так что я думаю, что вся эта «сортировка» просто невыполнима.
— К каким последствиям может привести такая реорганизация «скорой»?
— В целом к одному — к увеличению смертности населения.