На днях Президент Украины Виктор Янукович подписал в окончательном варианте Закон № 5081-VI «О реорганизации системы экстренной медицинской помощи», предусматривающий создание единой диспетчерской службы на базе «скорой», медицины катастроф и санитарной авиации. Начиная с января 2013-го, на срочные вызовы будут выезжать так называемые парамедик», задача которых – вовремя доставить больного в лечебные центры, где последнему будет назначен соответствующий курс лечения. Насколько целесообразен этот закон и что лежит в его основе, «ГолосUA» узнавал у главы свободного профсоюза медиков Украины Олега Панасенко.
— Олег Александрович, что кроется за бесстрастными формулировками документа и каких радикальных перемен ожидать в области медицины простым людям – потенциальным пациентам?
— На оба пункта этого вопроса ответ у меня один: ничего хорошего. После вступления закона в силу украинцы автоматически лишатся права получать качественную медицинскую помощь. Бригады «скорой», системе которой, кстати, исполнилось 110 лет, превратятся в банальную службу перевозки, не имеющей в своем распоряжении, например, средств реанимации. А ведь система медицины предусматривает не только плановые обследования, но и ургентную помощь, как-то спасение людей, пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях или получивших ножевые и огнестрельные ранения. К сожалению, реалии нашей жизни таковы, что не считаться с этим попросту нельзя.
— Но ведь новый закон проходил «испытания» в виде региональных пилотных проектов…
— Проходил. И каковы результаты этих испытаний? К чему вообще обязывает регионы пресловутый закон? Он обязывает областные администрации предусмотреть создание на своих территориях Центров экстренной медицинской помощи. Местные бюджеты должны взвалить на себя груз обновления материально-технической базы, которая устарела на 60%. Поверьте, это – колоссальные средства. Например, на Сумщине только обслуживание таких центров потребует первоначальных вложений в 1миллион 200 тысяч гривен, а закупка оборудования и автомобилей обойдется значительно дороже. Где изыскивать эти деньги Сумам, казна которых, мягко говоря, не слишком велика?
— Сумщина – регион дотационный. Однако ведь есть и области-доноры…
— Да, например – Днепропетровская область. Там решением местных властей 53 социальных объекта – больницы, школы, детские дома – были заложены за 100 миллионов гривен в банках, и деньги были направлены в так называемый стабилизационный фонд – на случай неурожая и нехватки зерна. То есть власть фактически признает, что у нее нет денег даже на хлеб, что она вынуждена заложить объекты огромнейшего социального значения, чтобы расплатиться за зерно. Так на какие же средства будут строиться так называемые Центры экстренной медицинской помощи? Можно смело сказать, что при распределении финансов и их концентрации в определенных руках никакой пользы от этого закона нет.
— Получается, документ был составлен без учета интересов простого гражданина?
— И без учета мнения профессионалов. Медицинская общественность неоднократно выражала протест против его основных пунктов, реализация которых приведет к закрытию больниц и поликлиник, а чтобы добраться до ближайшего центра, человеку порой необходимо будет преодолевать огромные расстояния — госпитальные округа будут образовываться радиусом в 20 км. Но к нашему голосу власть не прислушалась и вряд ли прислушается к мнению народа, который встречает такие медицинские инновации, в большинстве своем агрессивно.
— Значит, документ не защищает интересов того же пациента?
— Более того – я уже говорил и повторюсь: окончательное принятие этого закона является не просто уничтожением медицины, а геноцидом всего украинского народа!