На минувшей неделе в Украине подорожал хлеб социальных сортов: стоимость буханки «Украинского» поднялась с 8 грн 60 коп. до 12 грн, батон подорожал с 7 до 11 грн. И несмотря на то, что очередным скачком цен в Украине никого не удивишь, это подорожание вызвало бурю возмущения среди простых украинцев уже потому, что произошло без какого-либо предупреждения и не осветилось в СМИ: ни тебе объявлений о том, что горюче-смазочные подорожали, а минимальная зарплата выросла, ни интервью хлебопеков о том, какие убытки они терпят. ГолосUA обратился к директору Экономического дискуссионного клуба Олегу Пендзину, чтобы узнать, в чем причина нынешнего повышения цены, каковы последствия подорожания основного продукта украинцев и долго ли продержится новая цена на хлеб.
— Олег, с чем связано нынешнее подорожание хлеба?
— Ситуация по хлебу такая. К сожалению, он активно дорожает с января месяца этого года. Причем по состоянию на середину июля общее подорожание с начала года по хлебу составило порядка 14%. В действительности это очень большая проблема, потому что пока мы пользуемся урожаем прошлого года и никаких существенных изменений в стоимости коммунальных платежей, в стоимости других составляющих нет. Мы видим, что те процессы, которые происходят с хлебом, имеют причину чисто реализаторскую. То есть та часть, которая всегда регулировалась государством, сейчас активно вступила в свои права, и если раньше, например, социальный хлеб жестко регулировался и его рентабельность, нормы, затраты, торговая надбавка четко регулировались государством, то сейчас государство сняло ограничения в этой связи, и мы в принципе ожидаем, что хлеб будет расти и дальше.
— С чем будет связано дальнейшее подорожание?
— Социальный хлеб всегда был планово-убыточным и отрицательная рентабельность у хлебозаводов по социальным сортам достигала 15%. Это не значит, что хлебозаводы были убыточны – они догоняли свою рентабельность за счет выпечки, тортов – за счет тех продуктов, которые не регулировались, тогда как социальный хлеб всегда был на контроле государства, поэтому рентабельность там была либо нулевая, либо отрицательная. Сейчас предприятия выправляют эту ситуацию и выводят рентабельность социальных сортов хлеба на достаточно серьезный уровень, поэтому мы и прогнозируем, что этот процесс будет продолжаться. Где-то в сентябре мы увидим цену нового урожая пшеницы, которая будет, естественно, выше, потому что там будут новые минимальные заработные платы, новые цены на горюче-смазочные материалы. Более того, к сожалению, есть тенденция в мире роста цен на зерно. Это говорит о том, что и внутренние цены на зерно будут расти.
— Каким будет этот рост?
— Мы ожидаем, что где-то за следующие полгода будут следующие 15%, то есть по итогам года цена хлеба вырастет процентов на 25-30, к сожалению. Это еще 2-3 гривны к нынешней цене – до 15-16 гривен уже к октябрю, а там все будет зависеть от того, сколько будет у нас стоить тонна зерна. А если учесть, что хлеб является основным продуктом украинцев, то это очень серьезная вещь.
— Вы прогнозируете, что хлеб станет менее доступным и его потребление снизится?
— Я бы так не сказал. Думаю, ухудшится структура потребления в принципе. Украинцы будут есть хлеб в необходимом объеме, не зависимо от его цены. Они будут есть меньше другого. Мы и так плохо питаемся, согласно мировым стандартам. Вот, например, рациональная норма потребления мяса – 80 кг на душу населения, украинец ест 50 кг. Рациональная норма потребления фруктов на душу населения – 86 кг, украинец ест 52 кг. При этом европеец ест, в среднем, 100 кг фруктов и 88 кг мяса в год. Зато мы едим хлеба на 20% больше по рациональной норме потребления и картошки едим на 30% больше, чем нужно. То есть, если цены будут расти и дальше, то мы будем все больше и больше зарываться в хлеб и картошку и все меньше есть мяса. Причем мясо у нас также продолжает расти в цене – и свинина, и говядина. Поэтому украинцы будут есть хлеб как основной заменитель всех остальных продуктов.
— Останется ли для малоимущих еще социальный хлеб в прежнем его понимании? По крайней мере, в Киеве продолжают работать магазинчики с таким продуктом – там цены держатся на прежнем уровне до сих пор.
— С этими магазинами есть большая проблема. Мы постоянно видим там очереди за хлебом – его привозят мало, продукт быстро разбирают. Значит, следующая тенденция после роста цен – это вымывание дешевого хлеба социальных сортов из общего ассортимента производства хлебозаводов. Раньше за этим тоже очень строго смотрело государство, когда вело контроль над ситуацией на ценовом рынке, сейчас госрегулирования цен нет, вот мы и имеем такой неприятный момент, когда у нас за социальным хлебом выстраиваются очереди и он исчезает с прилавков в течение полутора часов.
— Говорят еще, что и качество социального хлеба ухудшается – он менее вкусный, чем тот, что продается по более высокой цене в обычных магазинах.
— Вы правы, поскольку у нас утерян не только контроль над ценой, но и над качеством продукции. И вот эта ситуация с ботулизмом, которая возникла в Украине, и вот эта ситуация с отравлениями рыбой, говорят о том, что государство, к сожалению, не отслеживает эти моменты, а это, к сожалению, очень нехорошо.