В Украине из-за карантина начался рост цен на некоторые продукты, также повысился курс доллара. ГолосUA решил разобраться, к каким последствиям готовиться украинцам, расспросив об этом экономиста Олега Пендзина.
— Олег, почему в Украине рекордно вырос курс доллара?
— Курс доллара взлетел не из-за карантина, а из-за пирамиды ОВГЗ, которую построил Минфин с Нацбанком в прошлом году. В свою очередь скупка продуктов украинцами – это паника из-за генетической памяти украинцев. Я бы не драматизировал ситуацию, думаю, что все постепенно восстановится. Проблем с продуктами не вижу. Их вполне хватает для того, чтобы обеспечить всех.
Есть определенный график поставок продуктов в магазины. И если в панике их раскупают, то у бизнеса возникнет желание повысить цену. Правда, только до того момента, как начнутся новые поставки. Потом цена начнет падать.
В Европе сейчас одновременно в магазины запускают по несколько человек, не исключаю, что такое нововведение будет и у нас из-за эпидемиологических мероприятий.
— Как на украинской экономике скажется карантин?
— Кризис зацепил всех. Украина в этой ситуации не исключение. Мы должны четко понимать, что так оно и будет. Другого варианта нет. В первую очередь ситуация с карантином ударит по сфере услуг и по ВВП Украины. В 2019 году у нас в основном прирост ВВП осуществлялся за счет сфер розничной торговли. При этом промышленность падала. В этой ситуации нужно понимать, что есть определенные опасения, которые могут привести к негативным последствиям для нашего ВВП. Опять же, жизнь людей дороже. Такие же меры ввели Италия, Франция, Испания и Германия. В сложившейся ситуации из двух зол выбирают меньшее. Поэтому в Украине решили ввести карантин и ограничить массовые собрания.
— Власть ввела новые меры по поддержке экономики, насколько они эффективны?
— Они ничего не дадут. Например, американцам дали трехмесячные каникулы по оплате всех налогов. В том числе и от налогов на доходы физических лиц. В Украине же предпринимателей освободили от налогов только на две недели и только от ЕСВ. Вряд ли это поможет в нынешней ситуации бизнесу.
— Какие меры будут эффективными?
— Мы бедные. Поэтому нужно исходить из того, что физически мы можем сделать. Если бы мы были богаче, например, как американцы, то можно было людям помочь, отменив налоги. Украина — бедная страна. У нас не хватает денег, чтобы выполнять социальные программы. Нам нужно готовиться к экономическому упадку. К этому стоит готовиться всей мировой экономике, а мы ее элемент. Поэтому в Украине замедлятся темпы роста экономики.
— Сколько потребуется времени, чтобы в Украине вновь начался экономический рост?
— Нужно понимать, когда в мире закончится эпидемия коронавируса. Если она завершится в конце 2020 года, то тогда нужно будет посмотреть, какая ситуация будет в мире. Если стабильная, то тогда в течение двух лет Украина сможет выйти из кризиса, в который она попала. Если эпидемия коронавируса до 2020 года не закончится, то все это отложится до ее окончания.
— К чему готовиться украинцам?
— Ни к чему хорошему. Мало того, что мы народ, который подвержен панике, так и это все еще усугубляется тем, что большинство граждан зарабатывают на жизнь не в Украине. В 2019 году из-за границы пришло 12 миллиардов долларов. Это стимулировало ВВП и розничную торговлю. В Украину возвращается много людей, работающих за границей. Мы оттуда перестанем получать деньги. Ничего оптимистичного не вижу. По сути, у нас законсервируется бедность и бюджет недополучит средств.
— Нужно ли в этом случае принимать социальные программы?
— Для того, чтобы принимать социальные программы, нужно иметь деньги для их реализации. Если правительство не может проиндексировать пенсии, которые по закону обязаны были сделать еще в 2017 году, то что в этом случае можно говорить о новых социальных программах. Они просто будут бесполезными.