О. Пендзин: «Глобальный налог» приведет к уменьшению работы бизнеса с офшорами»

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) сообщила, что группа из 130 стран, которая представляет более 90% мирового ВВП, предварительно одобрила введение глобального минимального налога. Введение «глобального налога», как называют его СМИ, со временем приведут к тому, что все меньше компаний будут выводить деньги в офшоры.

Такое мнение в интервью ГолосUA выразил экономист, эксперт «Экономического дискуссионного клуба» Олег Пендзин.

— Олег, я правильно поняла, что 130 стран согласовали введение «глобального налога», но он еще не введен, так как не подписаны соответствующие документы? Расскажите об этом подробнее, пожалуйста.

— В мире не существует некоего «мирового правительства», каждое государство имеет суверенитет на собственной территории, и для того, чтобы ввести подобный налог, это решение должны ратифицировать парламенты всех тех стран, которые к этому решению присоединились. На сегодня достигнуто принципиальное согласие на уровне министров финансов. Другими словами, сейчас принципиально этот закон решен, но он должен пройти юридическую имплементацию. То есть все государства, которые присоединились, должны ратифицировать изменения в своем налоговом законодательстве.

Теперь я объясню, что это такое. Допустим, существует транснациональная корпорация, которая зарабатывает деньги по всему миру: что-то производит, что-то продает, где-то занимается логистикой через свой логистический центр. Но, как правило, транснациональные корпорации – это и «Майкрософт», это и Apple, — они юридически зарегистрированы в офшорах и все финансовые обязательства они раньше «загоняли» в офшоры. Таким образом, они уходили от налогообложения в тех странах, в которых эти деньги зарабатывали. Сейчас принято решение на уровне министров финансов более чем 100 стран мира о том, что в тех странах, где эти транснациональные корпорации зарабатывают деньги, там, в рамках эти заработков они и будут платить единый всеобщий налог не менее 15 процентов от дохода, заработанного в этих странах.

— От дохода за год или каждый месяц?

— По украинскому налоговому законодательству платятся налоги разные – когда раз в месяц, когда раз в квартал, когда платятся по годовому отчету. Каждая юрисдикция будет определять свой порядок собирания «глобального налога» и его фактическую величину. Но она должна быть не менее 15 процентов.

Приведу пример: допустим, Apple поставила в Украину гаджеты. Apple официально эти гаджеты продала, потом вывел эти деньги из Украины в безналоговую зону – допустим, на британские Виргинские острова и там эти деньги легализовала. Сейчас с общей суммы, уплаченной представительством Apple, будет собираться налог, который не менее 15 процентов. Более точно размер налога определит украинский парламент внесением изменений в Налоговый кодекс.

— Как повлияет новый «глобальный налог» на стоимость импортных товаров, поступающих в Украину?

— Гипотетически новый «глобальный налог» может отразиться на стоимости импортных товаров. Но на сегодня система налогообложения в Украине и так сильно отличается от европейской. Если вы, допустим, поедете в Германию и захотите там купить гаджет, то он выйдет намного дороже, чем в Украине. Если вы поедете в Америку, за тот же гаджет вы заплатите дешевле. В Китае за тот же гаджет вы заплатите еще дешевле. Каждая страна формирует свою продажную цену товара.

При всем при этом в Украине введен «налог на Google», а также налог на Facebook… вы ощутили, что вы стали платить дороже, пользуясь поисковой системой Google и социальной сетью Facebook? Это налог на рекламу в средствах массовой информации, и эта реклама составляет значительную часть стоимости той продукции, которую вы покупаете. И есть еще много факторов, влияющих на рост цены на товары, продаваемые в Украине.

Но также есть, например, понятие «платежеспособный спрос населения». В Германии, допустим, дороже стоит гаджет Apple не потому, что затраты на его производство велики, а потому, что там уровень дохода населения высокий и они могут больше заплатить за гаджет. То есть тут уже начинает действовать рыночное регулирование цены. Другими словами, если «глобальный налог» в размере 15 процентов от доходов производителя приведет к сильному росту цены продукта, товара и к падению продаж, то официальный импортер будет искать способы, как минимизировать свои цены.

— То есть увеличение объема налогов не ведет к прямо пропорциональному росту цен на товары?

— Налоговая нагрузка полностью не транспонируется в цену, то есть в результате производитель старается уменьшить другие свои затраты и расходы – где-то сокращают обслуживающий персонал, где-то оптимизируют структуру своего производства. То есть глобальный налог 15 процентов не увеличит цену товаров на 15 процентов, потому что производитель будет смотреть на реакцию рынка.

— В зарубежных изданиях, где описан процесс внедрения «глобального налога», пишут, что введение «глобального налога», цитирую, «может уменьшить интерес производителей к офшорным зонам». По вашему мнению, станут ли офшоры менее востребованы среди производителей?

— Насколько я знаю, введение «глобального налога» имеет цель – увеличить налоговые поступления, то есть сделать более справедливым налогообложение.

Одновременно сегодня весь мир борется с офшорами, потому что офшоры искривляют справедливое налогообложение. Компании, которые зарегистрированы в офшорах, зарабатывают за пределами офшорных зон. То есть главный вопрос в том, что офшоры направлены на привлечение бизнеса, который зарабатывает деньги вне пределов офшорной зоны. Поэтому в офшорных зонах и регистрируются «минимизаторы» налоговых поступлений, что, с точки зрения мира, является категорически несправедливым.

Кроме того, в офшорах занимаются отмыванием денег, полученных преступным путем, и проводят операции по торговле оружием, людьми; операции, связанные с проституцией, с криминальным бизнесом. Пока будет спрос на офшоры – будет предложение… Но со временем, я полагаю, во всем цивилизованном мире наличие счета в офшоре будет означать, что учредители офшорной компании – преступники. И вот именно такой подход к офшорам приведет к тому, что серьезные компании будут уходить из офшоров.

Добавлю, что в офшорной зоне зарегистрировать предприятие можно только в случае раскрытия личности и данных о конечном бенефициаре компании. Поэтому если предприятие зарегистрировано в офшоре, то о конечном собственнике этой структуры в той стране известно всё.

 

Читайте также по теме