О. Пендзин: «Украина при месячном карантине теряет 0,5% ВВП»

В связи с ростом заболеваемости Covid-19 в Киеве с 5 апреля ввели локдаун. При этом не исключено, что вся страна может оказаться в «красной» зоне. ГолосUA решил разобраться, как это может сказаться на экономике, ценах и курсе доллара, спросив об этом экономиста Олега Пендзина. 

—  Олег, нужно ли было закрыть Киев на карантин?

— Очень много людей с тяжелой формой коронавируса лежат в столичных больницах. Сейчас наблюдается острая нехватка кислородных концентраторов. Поэтому нужно говорить не об экономике, а спасать жизни людей. В данной ситуации быстрый уход на карантин – спасение. Перед тем как Киев закрылся на жесткий карантин, в сутки госпитализировали по 700 человек. Это целая больница. Люди без концентраторов и кислорода лежат в коридорах. Поэтому самый оптимальный вариант– закрыть всю страну на две недели на тотальный карантин и прервать цепочку распространения смертельного вируса.

— Как изменится экономика после локдауна?

— По данным НБУ, страна при месячном карантине теряет 0,5% роста ВВП. При этом у нас очень странный подход к ограничениям. Сферу общественного питания закрыли, а транспорт продолжал работать. Кроме того, многие заведения продолжили работать за закрытыми дверями. В действительности на карантин ушли немногие, а бизнес продолжает свою деятельность в тени. Когда НБУ делает расчеты, сколько потеряет украинская экономика от локдауна, он исходит из того, как будто все реально закрылись. Мы же знаем, что это не отвечает действительности. Поэтому говорить о реальных убытках для экономики достаточно сложно, но они, безусловно, будут. Убытки продолжат расти до тех пор, пока в стране не вакцинируют необходимое количество населения.

—  Вырастут ли цены на продукты после локдауна?

— Рост цен упирается в покупательскую способность. То есть продавцы не могут поднять цены выше, чем человек в состоянии оплатить. В этой ситуации очень серьезными сдерживающими факторами являются доходы граждан, которые продолжают падать. Поэтому не думаю, что у нас будет сумасшедший рост цен. Товары и продукты будут дорожать в рамках сезонность и мировых процессов. «Страшного» роста цен не будет. Им уже просто некуда будет расти.

— Всемирный банк пересмотрел прогноз рост украинской экономики в положительную сторону. Насколько это вероятно?

— Всемирный банк напрямую связал рост украинской экономики с процессами вакцинирования. При оптимистическом сценарии вакцинации ожидается рост экономики на 3,1%. На сегодняшний день у нас в стране вакцинации практически нет. Поэтому прогнозировать что- либо достаточно сложно.  Считаю, что в первом квартале этого года нас ожидает падение экономики на минус два процента. Дальше посмотрим. Все будет зависеть от вакцинации и распространения болезни. Есть вещи, которые вообще не поддаются анализу и прогнозу.

 — Каким будет курс доллара?

— Курс доллара практически не зависит от того, как работает украинская экономика. Он сегодня зависит облигаций внутреннего государственного займа, который продает Минфин.

Курс доллара определяется объемом проданных ОВГЗ и их доходностью. Поэтому не стоит переживать, что ужесточение карантина обвалит гривну. До тех пор, пока облигации будут пускаться в оборот и будут приходить иностранные инвесторы с долларами, резкого роста курса доллара не будет. Пока экономика находится в стагнации, то и спрос на валюту достаточно небольшой. То есть импортеры «лежат», а предприятия не закупают на внешнем рынке оборудование и товары. Поэтому спрос на валюту низкий. Нам пока хватает того, что иностранцы покупают гривневые облигации. Это позволяет балансировать между спросом и предложением. Думаю, что в ближайшее время состояние национальной денежной единицы будет стабильным. Курс гривны до лета будет держатся на уровне 28 гривен за доллар. Возможны незначительные колебания. Летом, скорее всего, данная ситуация продлится. Никому не нужны резкие изменения на валютном рынке, тем более вовремя локдауна и пандемии.

— Когда ожидать жестких колебаний на валютном рынке?

— Серьезные изменения могут произойти в сентябре, потому что у нас большое погашение долгов. Соответственно, будет серьезный спрос на доллар. До этого момента будет пассивная ситуация на валютном рынке.

— Как отсутствие транша МВФ повлияет на курс гривны?

— Мы без транша живем полтора года.  За это время ничего не изменилось. В прошлом году от наших заробитчан пришло 12 миллиардов долларов, а мы говорим о транше МВФ в размере 700 миллионов. Это совершенно несопоставимые вещи.

 

 

 

Читайте также по теме