Ирина Черныш
10:00 19/11/2021

О. Пендзин: «В Украине продавцы могут как угодно повышать цены на продукты без претензий государства»

Премьер-министр Украины Денис Шмыгаль заявляет, что государственное регулирование цен на товары существенной социальной значимости распространенная практика во многих странах мира. «Есть социальные группы товаров, на которые может устанавливаться государственное регулирование уровня наценки. Таких групп товаров более 20, еще в прошлом году были установлены соответствующие уровни наценки… Все эти вещи остаются… Другие товары у нас не регулируются», — сказал Шмыгаль. Что будет с ценам на продовольствие в 2022 году и какую роль в этом будет играть государство, — ГолосUA выяснял у экономиста, эксперта «Экономического дискуссионного клуба» Олега Пендзина.

— Олег Владимирович, эффективно ли в Украине государство «регулирует» цены на «более 20» социальных групп товаров и почему?

— В Украине государство регулирует цены на энергоносители (то, что входит в понятие «коммунальные платежи»), в частности на электроэнергию. Также регулируются цены на бензин и дизельное топливо. И все.

Что же касается продуктов питания, то на сегодняшний момент цены не регулируются государством. То, что есть сейчас, называется обязательным декларированием при изменении цены более чем на 5%. То есть продавец должен заявить о том, что он собирается поднять цену. Никакого разрешения на поднятие цены продавцу не нужно.

Во всем мире на сегодня действительно в той или иной степени регулируют цены на продовольствие. Просто механизмы регулирования есть различные.

Что касается того, что говорил Шмыгаль, то на сегодня никто не отменял закон «о ценах и ценообразовании». Там есть выделенные полномочия государства по установлению торговых надбавок, предельной рентабельности торгующей организации. То есть эти механизмы есть. Просто с 2017 года Гройсман отменил все постановления Кабмина, контролирующие регулирование цен. Если у вас нет набора из нескольких инструментариев, государственное регулирование бесполезно. Например, должен быть специальный орган, который осуществляет этот контроль. Например, если бы в Украине не было налоговой службы, то вряд ли кто-то платил бы налоги. Также обязательно должны быть санкции за невыполнение. Если лицо нарушает постановление, например, о торговой надбавке, то оно должно быть наказано штрафными санкциями. На сегодняшний момент эти штрафные санкций в нормативных документах не прописаны.

— То есть, по сути, ответственности на продавцах никакой?

— Продавцы могут повышать цены как угодно, и никто не будет предъявлять претензий, поскольку нет нормативных документов, регламентирующих подобные вещи.

Должны быть абсолютно четкие прописанные требования. Введение заявительного декларирования является не более, чем просто «заявительным». В постановлении Кабмина, которое вводило это заявительное декларирование, прописано, что государственные органы могут проводить консультации с товаропроизводителями, ритейлом и так далее. Но консультации это всего лишь дискуссии, а государство должно жестко регулировать ситуацию на потребительском рынке в ситуации, когда так сильно растут цены. То есть целый комплекс вопросов, которые на сегодня не решен.

По сути, помимо госрегулирования цен на, по сути, коммунальные услуги (в какой-то степени) в Украине больше ничего не регулируется напрямую.

— Как обстоят дела с госрегулированием цен на продукты в западных странах?

— У каждой страны есть свои особенности в зависимости от возможностей бюджетов. В Европе не вводят ограничение рентабельности, не регулируют напрямую цены. Они, во-первых, через налоговый механизм уменьшают цену для продовольствия. То есть там вводят уменьшение налога для того, чтобы удешевить общий объем цен на продукты питания. Также европейцы очень активно дотируют аграрного производителя. По сути дела, этим они уменьшают конечную суму товара, которую он производит. Мы провели анализ, какая доля госдотаций в доходах европейского фермера. Показатель составил 60%. Более того, европейцы очень жестко защищают свой рынок аграрной продукции. Даже договор о зоне свободной торговли с Украиной предусматривает введение квот на поставку аграрной продукции в ЕС. Хотя соглашение о свободной торговле и квоты это взаимоисключающие вещи, но, тем не менее, есть факт. Так работают европейцы.

В США ситуация кардинально иная. Они никак не регулируют цены на продовольствие. Если в семье доход меньше, чем средний, которые определен по штату, то она имеет право на получение бесплатных талонов на продукты питания. Иными словами, они бесплатно раздают продукты питания малообеспеченным слоям населения. Годовой бюджет этой программы 75 миллиардов долларов в год. Это чуть меньше половины украинского ВВП. На сегодня этой программой охвачены 45 миллионов американцев. В такой ситуации нет смысла регулировать цены на продовольствие.

— Опыт каких стран следовало бы перенять в вопросе госрегулирования цен?

— Это практики богатых государств. Чтобы так дотировать (когда европейский фермер получает 300 евро дотаций на 1 гектар просто потому, что это земля сельхозназначения, и не важно, что он будет делать с этой землей. Там развернутая программа), нужно быть очень богатой страной. А Украина бедная страна. Потому для нас наиболее приемлемым будет прямое ограничение цен на социально значимые продукты питания.

Есть и другой вариант. На сегодня в Украине есть практика жилищных субсидий. И можно было бы ввести субсидии на питание для малообеспеченных. Ведь в бюджете 46% это именно продовольствие, а не энергоносители. Но это нереально – власть не захочет этого сделать.

Потому считаю, что для Украины единственным путем является ограничение торговой надбавки – на другое у нас просто нет денег.

— Какими будут цены в следующем году на импортные продовольственные товары, а также сильно ли вырастут в цене товары нацпроизводителя?

— В Украине нет особой разницы между импортными продуктами питания и продуктами национального производителя – они продаются в одной цене. Более того, у нас продовольствие нацпроизводителя в Украине продается по мировым ценам. Потому в этой ситуации импорт перекрывает определенные дефициты, связанные с рынком продовольствием. Например, израильская или египетская картошка в апреле, когда у нас уже картофель закончился.

— Какие продукты станут рекордсменами по подорожанию в следующем году?

— На сегодня цена на энергоносители запредельная. У нас сахар производится с использованием энергоносителей, которые в 4 раза дороже, чем были в прошлом году. Хлеб выпекается, подсолнечное масло давится, курятина производится с использованием энергоносителей.

Все на самом деле упирается в потребительский спрос населения. Прогнозировать, что конкретно и насколько подорожает, сложно. В 2022 году подорожает все. Тем более, что у нас увеличивается минимальная заработная плата, и это все «пойдет на рынок».

Читайте также по теме