На днях в Евросоюзе заявили, что развитие событий с сертификацией и запуском российского газопровода «Северный поток-2» (СП-2) будет зависеть от ситуации с урегулированием конфликта на Донбассе. Таким образом, запуск СП-2, который лишит Украину прежних объемов транзита российского газа, в ЕС обозначили как вопрос политический. Но украинским политикам нельзя упускать из виду экономический аспект темы, потому что запуск СП-2 поставит Украину в условия, когда газ для украинцев подорожает в разы. Об этом в интервью ГолосUA сообщил экономист Олег Пендзин.
— Олег, по вашему мнению, как теперь может отреагировать РФ и «Газпром» на это заявление ЕС и как это заявление верховного представителя ЕС по внешней политике и безопасности Ж.Борреля может повлиять на газовые цены для Украины?
— Вопрос поставок и транзита газа всегда был «фигурой» на политической «шахматной доске». И на то, что с этой «фигурой» происходит, влияет фактор военных учений РФ у границ Украины и их переговоры с американцами. Но Украина в этой ситуации не субъект переговоров, а объект и в газовых вопросах тоже. И то, что ГТС – на украинской территории, в этих переговорах роли особой не играет, потому что без российского природного газа наша ГТС никому не нужна. А газ это то, что отправляет РФ, а РФ все свои газопроводы строила, в первую очередь, для политики – «Северный поток», «Северный поток -2», «Южный поток»…
А Украина вообще может уйти с рынка транзита газа, если все российские газопроводы начнут качать газ в Европу в полном режиме. В таком случае основной газ пойдет в обход Украины, а в нашей ГТС останется до 5-6 млрд кубометров в год, что не будет окупаться.
— Как вы думаете, есть ли у Украины возможность и мощности, чтобы начать работать со сжиженным газом?
— В Украине сжиженный газ не может быть альтернативой природному, и вот почему: в Польше под Гданьском есть самый большой в Европе терминал по переливу сжиженного газа. Туда приходят американские корабли со сжиженным газом и оттуда в Европу это топливо доставляют. Украина к этому процессу не имеет никакого отношения. Все, на что может рассчитывать Украина, — это газотранспортная система (ГТС), которая сейчас работает в аверсном режиме, доставляя газ из РФ в Европу. Ничего другого транзитировать по ГТС, как я понимаю, нельзя.
Учитывая, что объем транзита российского газа через ГТС уже уменьшился и, как я понимаю, будет уменьшаться дальше, ценность ГТС падает. Ее мощность – до 150 млрд кубометров в год. На сегодня в год Украина прокачивает 40 млрд кубометров газа. Этот объем будет оставаться таким до 2024 года, согласно условиям транзита газа по контракту с «Газпромом». С 2024 года через нашу ГТС могут прокачивать лишь до 6 млрд кубометров газа, и то, если словаки согласятся покупать газ не через Германию, а через Украину.
— Вы допускаете, что транзит газа через газопровод СП-2 будет дешевле транзита газа через Украину и европейцы выберут там, где дешевле?
— Мы должны понимать, что Европа будет прагматична, когда «Северный поток-2» будет выставлять стоимость транзита и стоимость газа. Если стоимость именно транзита, транспортировки через СП-2 будет достаточно высокой, то Украина еще сможет поконкурировать. Но, скорее всего, стоимость прокачки газа через СП-2 будет дешевле, чем через украинскую ГТС, поэтому европейцы откажутся от транзита газа через Украину.
Это будет накладно для украинской экономики. Газ движется по «трубе», когда работает компрессор, который нагнетает давление. Для работы компрессора тоже нужен газ, который стоит денег. И чтобы прокачать малое количество газа, все равно нужно запускать компрессор и находить для его работы газ. То есть затраты украинского госбюджета от уменьшения объема транзита газа не станут меньше: это все равно что вызвать такси-легковушку и получить автобус, и заплатить за проезд в автобусе как за перевозку 45-ти пассажиров. То есть качать через ГТС что 20 миллиардов кубометров, что 40 миллиардов кубометров газа – размер затрат одинаков.
И возникает вопрос: захотят ли европейские потребители после 2024 года платить за транзит газа через Украину? Фигурально выражаясь, захотят ли они платить за «весь автобус»? Думаю, нет.
— По вашему мнению, можно ли с целью экономической выгоды использовать украинские хранилища газа для других целей?
— Они подходят только для природного газа в его обычном состоянии. И украинский транзитный хаб для хранения газа имеет смысл и принесет пользу стране только в случае, если Украина останется транзитным государством с 2024 года, когда истечет срок действия контракта «Нафтогаза» и «Газпрома».
Важно понимать, какую функцию выполняют украинские подземные газовые хранилища (ПГХ). Зимой Европа потребляет газа значительно больше, чем летом, потому что это отопительный сезон. Но транзитная «труба» и зимой и летом качает одинаковые объемы газа. Для того, чтобы летом потребителю продавать меньше газа, а зимой больше, нужно иметь «расширительный бачок», который летом заберет часть газового транзита, а зимой отдаст ту часть, которая накоплена летом. ПГХ на западной Украине это и есть наш «расширительный бачок». Но он нужен только в том случае, если идет транзит газа. Если транзит не идет, этот «бачок» никому не нужен – в нем нет газа и он далеко от потребителя.
— В предварительной беседе вы говорили, что Украина, покупая в Европе газ, фактически получает российский газ. Как вы думаете, какой может быть цена этого газа, который прокачают через СП-2?
— У Украины нет прямого контракта на поставку газа для собственных нужд из РФ – есть только контракт на транзит РФ-Европа. ГТС это «труба», которая идет в одном направлении – из РФ в Европу. В этой трубе реверсных участков практически нет.
Чтобы понять, как Украина сейчас качает газ из Европы при «трубе», которая технически не адаптирована к этому, нужно понять: Украина получает газ по так называемому виртуальному реверсу. Это значит, что в конце транзитной «трубы» (ГТС) есть словацкая или венгерская компания, которая является получателем российского газа. Эта компания заключает с НАК «Нафтогаз Украины» договор о том, что она часть этого газа продает Украине. Украина на объем купленного у этой компании газа забирает этот газ из транзитной «трубы» на территории Украины. Это газ, который не доходит до Европы. Так отбирать газ из ГТС можно на территории Харьковской области, Полтавской области. И этот газ сразу идет в распределительные сети, и эти сети доводят газ до конечного потребителя.
А теперь представьте, что нет этого газового транзита из РФ. Значит, нет газа и для украинцев. Потому «труба» начнет работать в фактическом реверсе: поток газа будет развернут в сторону западной границы на восток. Если этого не сделать, на востоке Украины украинцы не получат газ.
А теперь я хочу сказать о давлении в «трубе», это очень важный аспект газовой темы. На сегодня давление в ГТС обеспечивается магистральной «трубой» и получается вот что: Украина качает транзитный российский газ, россияне оплачивают этот транзит согласно действующему до 2024 года контракту, Украина отбирает часть газа по так называемому виртуальному реверсу, а в магистральной «трубе» поддерживается высокое давление. В этом случае фактически за давление газа в трубе платят россияне, оплачивая транзит.
В платежках украинцев оплата за этот транзит составляет приблизительно 1,5 гривны сейчас. Если же будет отрезана российская «труба» и будет начат фактический реверс газа, то за работу больших компрессоров будет платить не «Газпром», а украинцы. Так вот стоимость транспортировки газа в этом случае, по некоторым подсчетам, может вырасти в 10 раз, и платить за это украинцы будут уже из своих карманов – за сам импортный газ и за его дорогую транспортировку. Я допускаю, это будет в разы дороже, чем сейчас.