О. Попенко: «Электроэнергия в Украине подорожает после отопительного сезона»

Президент Украины Владимир Зеленский подписал указ «О мерах в нейтрализации угроз в энергетической сфере», чем ввел в действие соответствующее решение СНБО. Согласно документу, до 30 сентября правительство должно разработать план установления справедливой или экономически обоснованной стоимости электроэнергии для бытовых потребителей. Ранее правительство установило для населения тариф на электроэнергию 1,44 гривны/кВт-ч при потреблении до 250 кВт-ч и 1,68 гривны после этой нормы. Такие тарифы вступают в силу с 1 октября. Что будет с тарифами на электроэнергию, в интервью ГолосUA рассказывает глава Союза потребителей коммунальных услуг Олег Попенко.

– Олег, что понимать под формулировкой, что правительство должно сформировать справедливую стоимость электроэнергии до 30 сентября?

– Что понимает под справедливой ценой правительство, станет известно после того, как они разработают законопроект, который будет принят и подписан. Сейчас термина «справедливая цена» в украинском законодательстве нет. Но я могу предположить, и почему-то даже уверен в этом, что несмотря на то, что с 1 октября цена на электроэнергию понижена, в любом случае нас будет ожидать подорожание электроэнергии.

– Но неизвестно когда это будет?

– Я думаю, что это будет с 1 апреля – с 1 мая следующего года.

– После отопительного сезона.

– Да.

– Но пока что цена 1,44 и 1,68 гривен за киловатт с 1 октября остается актуальной.

– Я думаю, пока что она будет актуальной. А в любом случае в следующем году будет введена градация потребления. Я думаю, там будет 250, 500 и 1000 кВт. Они немного поменяли свои планы, и до 250 кВт будем платить условно 1,44 гривны, может, поднимут до 1,68 гривен. Свыше 500 кВт будем платить 2,5 гривны, и свыше 1000 кВт будем платить 3,5 гривны.

– Еще в этом указе есть такой момент, что правительство должно также ввести механизм ответственности за бесплатное потребление и несвоевременные расчеты. На что это направлено?

– В принципе они закручивают гайки, и в любом случае надо будет бороться с неплательщикам. Хотя с другой стороны, это не самая большая проблема в электроэнергетике. Потому что неплательщиков всего 4-5 %.

– Как Вы оцениваете сам факт того, что президент поручает правительству разобраться в этой сфере? Это свидетельствует о кризисе в электроэнергетике?

– Тут даже не надо смотреть указ. Каждый понимает и видит, какие есть проблемы у нас в электроэнергетике. А проблемы есть: убыточные предприятия, убыточный «Центрэнерго», убыточность «Энергоатома», отсутствие запаса угля на зиму, причем достаточно серьезное отсутствие запасов. Они на 30 % меньше, чем были в прошлом году. Плюс сами по себе цены, тарифы на электроэнергию. Большое количество «зеленой» электроэнергетики, которая влияет на баланс в энергетике. Он идет с большим перекосом. Все это в комплексе говорит о том, что у нас огромные проблемы в электроэнергетике, которые не решаются.

– Стоит ли населению волноваться по поводу повышения тарифов в связи с появлением такого указа или на ближайший период остаются прежние тарифы на электричество?

– На сегодня этот указ показывает отсутствие нормальной государственной политики в электроэнергетике. Мы можем только проследить, как у нас принимались решения в энергетике. Сначала у нас отменяют тариф 90 копеек за кВт и для всех устанавливают тариф 1,68 гривен. Потом у нас отменяют тариф 1,68 гривен для тех, кто потребляет до 250 кВт и для них делают 1,44 гривен. Теперь у нас третий указ, и в нем теперь идет борьба с тем, чтобы установить справедливую цену. Мы вообще не понимаем, что это такое. Абсолютно отсутствует какая-то здравомыслящая политика в энергетике в Украине. Я уже не знаю, кого здесь винить.

– И хватит ли времени решить эти проблемы за месяц.

– Понятно, что у президента есть претензии к Кабмину. Кабмин не справляется. Если мы только назначили министра энергетики, и он не справляется, то тогда кто за этого министра будет нести ответственность? Вопросов больше, чем ответов. Параллельно с этим идет законопроект, что будет меняться система оплаты работы инвесторов «зеленой» энергетики. То есть по новому законопроекту они получают право продавать свою «зеленую» энергетику сами по прямым договорам, но при этом участник будет компенсировать из обещанной стоимости тарифа гарантированному покупателю. Таким путем государство снимает в определенной степени финансовые обязательства с бюджета. По этим действиям мы можем сказать о том, что правительство, Офис президента пробуют все-таки каким-то путем разобраться, что у нас происходит в энергетике, и каким-то путем повлиять, чтобы снизить, в том числе, и финансовые обязательства. Денег не хватает, потому что нет объема угля на складах. 30 % разница между 2020-м и 2021-м годом. Уже НАК «Нафтогаз Украины» рассматривает возможность поставки угля «Центрэнерго», которое вырабатывает электроэнергию и НАК «Нафтогаз» ею будет торговать. Это давальческая схема по электроэнергии. Мы вернулись в начало 90-х, когда все работали по давальческой схеме, когда ни у кого не было денег.

По электроэнергии сейчас много новостей, но приближается отопительный сезон, когда самую большую часть в платежке займет стоимость газа и тепла. Стоит ли правительству и президенту разобраться с этими тарифами?

– Здесь президент четко сказал, что у нас децентрализация, и вся ответственность за тарифы на местном уровне лежит на местном самоуправлении. Но с другой стороны, президент в своем заявлении сказал, что он не допустит поднятия цен на тепло органами местного самоуправления. Поэтому здесь двоякая ситуация: вроде бы здесь решение принимают органы местного самоуправления, а президент делает такое заявление. Газ сейчас на рынке в Украине стоит по предоплате на Украинской энергетической бирже 18 360 гривен за тысячу кубов. Это без доставки. Добавьте две гривны, и будет более 20 гривен за куб. Но при этом НАК «Нафтогаз» согласовывает с теплокоммунэнерго стоимость газа 7,42 гривен. Это трехлетние контракты. Вроде бы как для теплокоммунэнерго и для ОСМД, у которых есть котельная, вопрос закрыт. Но в этой ситуации есть один нюанс. Газ НАК «Нафтогаз Украины» для теплокоммунэнерго и ОСМД продает на условиях лимита за последние три года. То есть выше лимита теплокоммунэнерго и ОСМД вынуждены будут покупать электроэнергию уже отдельно на бирже либо у поставщика последней надежды. Это означает, что тариф сам по себе будет неподъемный для теплокоммунэнерго и всех остальных. Крупные города – столица, Днепр, Харьков, Львов, может быть, Одесса – выдержат. У них будут деньги заплатить по предоплате. А у малых городов нет даже денег на предоплату. Как будет начинаться отопительный сезон в малых городах, я с трудом представляю. Тот же Светловодск, где с 2014 года нет нормального отопления, где два года назад подавали тепло в декабре. И таких городов десятки, где нет денег, чтобы заплатить по предоплате, ни возможности для ремонта, ничего нет. Здесь самая главная проблема, как они будут запускаться. Там нужно искать самые большие проблемы.

Но это уже, как Вы говорили, ответственность органов местного самоуправления.

– Я понимаю, есть ответственность органов местного самоуправления, но государство-то у нас никто не отменял.

Читайте также по теме