Украинские поставщики газа опубликовали цены на газ по условиям годового контракта, который начинает действовать с 1 мая. Диапазон цен – от 7,88 до 13,5 гривен за кубометр. Тем временем в правительстве хотят ужесточить требования к претендентам на жилищную субсидию. Все это негативно скажется на потребителях коммунальных услуг. Данные проблемы в интервью ГолосUA анализирует глава Союза потребителей коммунальных услуг Олег Попенко.
– Олег, чем обусловлен рост цен на газ после окончания отопительного сезона?
Цены на газ выросли в связи с отменой государственного регулирования в газовом секторе, и тут надо разделить процессы на две части. Есть цена, которую предоставляет НАК «Нафтогаз Украины» и фактически такая же цена, по которой будет торговать компания «Е-Энергия» (разница в 4 копейки), и при этом фактически покрывают 80 % рынка. И есть остальные компании, которые не имеют доступа к украинскому ресурсу, не имеют возможности закупиться летом, закупиться дешево. Они вынуждены работать «с колес». Поэтому цена у них будет намного выше, потому как сегодня на энергетической украинской бирже газ стоит около 9 гривен за кубический метр. Поэтому цена у них и выше. С чем связано в целом повышение цен? Я думаю, что это продолжение политики правительства Украины последних несколько лет, когда проблемы с бюджетом перекладываются на простых украинцев. Ведь в этом году Украине отдавать наибольшую сумму по всему долгу в МВФ, в бюджете денег не хватает, и потому в правительстве не нашли никакого решения, кроме как повысить тарифы на газ.
– Цены от 7,88 до 13,5 гривен – это годовой тариф, поэтому он будет действовать до апреля 2022 года. Насколько это обоснованные годовые цены?
– Абсолютно необоснованные. Потому что они сформированы на основе цен на газ в отопительный период. То есть это максимальные цены, которые есть на рынке. Годовой тариф формируется на основе полугодичных цен на газ. То есть нам навязывают цены на пике. А если посмотреть статистику, то даже, например, летом цена на газ падает. В прошлом году она была на уровне 4-4,5 гривен и даже дешевле. Это абсолютно неоправданное формирование годовой цены на газ в это время.
– Для потребителя это будет плохо?
– Конечно, для потребителя однозначно плохо, потому что летом, когда цена на газ условно 4, 5, 6 гривен, он вынужден будет платить 8, 10, 13 гривен.
– А в зимний период для него никаких выгод от этого нет?
– А зимой абсолютно никаких выгод, потому что зимой он и так по этой цене потребляет. Тут же вопрос в другом. Сейчас они могут получить цену на газ, она выше по контракту и не будет. Но при этом ниже вряд ли она опустится. Да и большинство не знает об этом годовом контракте. По факту многие просто получат пролонгированные контракты и будут дальше платить эти баснословные цены.
– Тут надо, наверное, учитывать и стоимость транспорта газа, потому что цена указана без него, стоимость газа будет еще больше.
– Это отдельная история. Это еще 2,14 гривен добавить на один кубометр газа, и мы получаем: минимальная цена на рынке с транспортировкой, распределением газа получается около 10,12 гривен. Максимальная цена, которая уже озвучена, составляет более 15 гривен.
– А сама концепция годового тарифа основана на сверхприбыли поставщиков газа? Эта цель преследуется?
– Формирование годовых контрактов – это нормальная практика. Чтобы человек не бегал, не оформлял. Это правильно сделано. Но мы же делаем это все в извращенной форме. То есть не взяли мы, например, за последние несколько лет среднюю взвешенную цену на газ, не вывели средневзвешенную цену на газ за три года и сделали ее годовой. Это было бы правильно. А у нас взяли цены на пике и автоматически навязали всем потребителям.
– Министерство социальной политики внедряет новые правила получения субсидий, когда будут учитываться доходы от депозитов, дивиденды от ценных бумаг, валютные операции, пересечения границы. Это еще больше ударит по населению, особенно по тем, которые получают субсидии, эту государственную помощь?
– Я бы не смотрел на депозиты, на валюту. Тут есть два пункта, которые проходят немного в стороне. Один из пунктов – это то, что всем получателям субсидий нужно перерегистрироваться. Это, конечно, бред. Во время пандемии, карантина, когда не ходит общественный транспорт, когда люди должны сидеть дома, их государство гонит перерегистрироваться на субсидии. Это приведет к тому, что часть людей просто не поедет, не перерегистрируется и не получит субсидии. А второе – это ликвидация местных комиссий. На местной комиссии можно было принять решение о выплате субсидии, этот вопрос дополнительно рассматривали. Теперь их не будет. Это приведет к тому, что, по моим расчетам, около 500 тысяч субсидиантов не получит субсидии в следующий отопительный период.
– А сейчас всех получателей субсидии около трех миллионов.
– Если не ошибаюсь, 3,5 миллиона. Минус 500 тысяч – это те, которые просто не придут, – пенсионеры, пожилые люди, люди с инвалидностью. Раньше они могли куда-то обратиться. Сейчас они просто не смогут ничего. Они просто не придут переоформить документы. Человек будет выбирать, то ли ему поехать в общественном транспорте, потом стоять в огромной очереди вместе с другими людьми и получить шанс заболеть COVID-19, то ли остаться дома. И здесь человек выбирает простоять в очереди, заболеть и умереть, ведь большинство из них в зоне риска, либо остаться в живых.
– А местные комиссии, которые ликвидируются, рассматривали частные случаи предоставления субсидии?
– Там возникали вопросы, проблемы, они выезжали по месту жительства. Теперь они полностью ликвидированы. И это тоже отсеет часть тех, которым, условно, управление соцзащиты не давало субсидии, а местная комиссия давала. Местную комиссию ликвидируют, теперь эти люди просто ничего не получат.
– Мы говорили о годовом тарифе. Получается, что теперь у нас отопительный сезон по стоимости газа круглый год?
– Да. Для тех, кто пользуется газом в сельской местности и в частном секторе, для них теперь отопительный сезон круглый год. А для теплокоммунэнерго, которые поставляли тепло в многоквартирные дома, действовало ПСО, где стоимость газа определялась каждый месяц Кабинетом министров, но при этом цена была выше рыночных на 20 %, что само по себе извращало суть ПСО. До 1 июня ПСО еще работает но НАК «Нафтогаз» уже разослал всем теплокоммунэнерго предупредительные письма, в которых написал, что вы будете покупать газ только по предоплате либо под гарантию органов местного самоуправления. Но при этом он уже выставил цену. Цена газа около 9 гривен. Что это означает? Оптовая цена выше розничной. Опять очередной бред. Второе – у всех теплокоммунэнерго заложено в себестоимости тепла стоимость газа где-то максимум 7,5 гривен. Соответственно в этом году все теплокоммунэнерго так или иначе вынуждены будут стоимость своих услуг повысить на 30-50 %. То есть нас уже этой осенью ждет очередное подорожание тепла и горячей воды на от 30 до 50 %. Директор одного из областных ТКЭ подтвердил мне в частном разговоре, что подписав договора с НАК «Нафтогазом», они вынуждены будут увеличить стоимость своих услуг на 57 %.
– Какова цель этого всего?
– С одной стороны, это отсутствие государственной политики в области ТКЭ и жилом фонде. С другой стороны, это необходимость собрать как можно больше денег с населения, чтобы рассчитаться с Международным валютным фондом.
– Да, но здесь учитываются также доходы и прибыль поставщиков энергоресурса?
– Доходность – это НАК «Нафтогаз Украины». «Е-Энергия» будет получать свою маржу. То есть они условно получают свои 40-50 копеек, потому что они договорились покупать газ только у НАК «Нафтогаза», и при этом НАК «Нафтогаз» списал долги облгазов на сумму более 20 миллиардов гривен. Вся сверхприбыль будет идти в НАК «Нафтогаз Украины». Он уже сейчас говорит тем компаниям, которые могут купить газ только на бирже по цене 9-10 гривен: думайте, можете покупать газ у нас дешевле. То есть НАК «Нафтогаз» ставит целью 100 % монополизировать газовую сферу в Украине. Рынка газа как такового у нас уже нет. Он полностью самоликвидировался.
– Последствия для качества услуг тут будут очень серьезными. Это не поможет обновить инфраструктуру и все остальное.
– Абсолютно. Это одна из самых больших проблем. Вместо того, чтобы газ украинской добычи направить для теплокоммунэнерго по понятной цене, которая заложена в себестоимость тепла и горячей воды, чтобы ТКЭ могли направить деньги на обновление инфраструктуры, мы по факту получаем вымывание денег у теплокоммунэнерго, у газопоставляющих компаний, и все эти деньги будут направлены в НАК «Нафтогаз Украины», который будет, с одной стороны, их проедать, а с другой стороны, будет направлять их в погашение задолженности перед МВФ.