В Киеве несколько лет подряд болеет главный символ города – каштан. Уже к середине лета деревья высыхают. Почему вымирают каштаны, не останется ли Киев без своего главного символа, и кто запрещает лечить деревья? Об этом в интервью корреспонденту ГолосUA рассказал главный агроном городской станции защиты зеленых насаждений Олег Шпичко.
— Почему уже который год болеют киевские каштаны?
— Они не болеют — каштан поврежден вредителем, который называется каштановая минующая моль. От этой моли есть несколько способов защиты, и самый распространенный — химический (обработка деревьев специальным химраствором). Мы десятилетиями использовали такой метод обработки, и каштаны в Киеве были красивыми и зелеными. Однако в 2009 году главный санитарный врач Киева запретил использовать такой метод обработки в густонаселенных местах. То есть, мы-то каштаны обрабатываем, но лишь там, где нет людей, а в парках, в центре Киева, в жилых районах не имеем права.
— В этих химрастворах используются какие-то вредные для людей вещества?
— До 2009 года мы пользовались раствором и в парках, и в скверах, и никому не было плохо, никто не заболел от этого и уж тем более не умер. При том, что мы обрабатывали каштаны трижды за сезон — тогда они стояли красивые, зеленые и радовали глаз.
— Получается, что деревья просто погибают?
— К счастью, угрозу жизни растения эта моль не несет — лишь теряется внешний вид деревьев, и к июлю они стоят с высохшими листьями
— А существуют альтернативные методы борьбы с вредителем?
— Есть, но все они малоэффективны. Например, есть ловушки для моли, которые мы вешаем на деревья. Также, чтобы уменьшить популяцию насекомых, необходимо собирать опавшие осенние листья, после чего их сжигать или компостировать. Моль зимует в опавших листьях, а при первых признаках потепления снова приступает к поеданию зелени. Конечно, уборка листьев не даст существенных результатов, однако она позволяет хоть частично уменьшить популяцию этих насекомых. Существуют даже инъекции для деревьев против моли, однако нам этот метод недоступен из-за своей дороговизны. Да и вводить инъекции каждому отдельно взятому дереву — это долгая и мучительная работа. Кстати, в Киеве есть несколько фирм, которые точечно занимаются вакцинированием деревьев. У нас же для этого нет ни приборов, ни препаратов. Потому, конечно, доступнее всего была стандартная обработка деревьев — за ночь мы спокойно могли обработать целый парк.
— Почему листва сохнет и что с ней делает моль?
— Происходит влет бабочки в листву, в которой она оставляет личинку. Со временем личинка вырастает, а на листе появляются пятна, мины. Отсюда, кстати, и пошло название «минующая моль». Личинка превращается в гусеницу, которая прогрызает себе выход в листе, чтобы выбраться. А гусеница снова превращается в бабочку. Если лист сохранился, новая бабочка может отложить личинку в нем же. За сезон бабочки успевают вырастить 4 поколения гусениц. Сначала они обосновываются на нижних ярусах кроны, постепенно пробираются выше и выше, поражая все дерево.
— Могут ли деревья выработать некий иммунитет против этой бабочки или обязательно необходима химическая обработка?
— Без нашего вмешательства нет, не могут. Вы же видите — в течение скольких лет каштаны выглядят ужасно — они сохнут к середине лета.
— А другие виды деревьев тоже подвержены этой опасности?
— На других деревьях другая моль. В Киеве все, конечно, обращают внимание преимущественно на каштаны, но у нас такая же проблема с тополями и дубами — их поражает моль, но другого вида. Эти вредители похожи, но каштановая моль не летит на липу или дуб, — она обживается исключительно на каштане.
— Сколько каштанов поражены вредителем?
— Моль обосновалась на деревьях, высаженных по всему Киеву. То есть, около 90% каштанов поражены этим вредителем.
— Мы пытались дозвониться к главврачу СЭС, чтобы задать вопросы о моли, но в течение трех недель он был на совещаниях, в отъездах и т.д. С вами он выходит на контакт?
— Я уже не один год пишу письма в СЭС, и в другие инстанции, на прямой контакт никто не выходит, письма зачастую остаются без ответа. Отменить этот указ и спасти каштаны может лишь главный санитарный врач Киева.
— А стоит высаживать новые каштаны в Киеве?
— Да, относительно недавно высадили на Крещатике молодые деревья. Их также эта бабочка поражает, но само дерево, повторюсь, она не уничтожает — теряется лишь внешний вид из-за съеденного каштанового листа. Кстати, почему на Крещатике в свое время хотели посадить «Бриоти» (вид каштана с розовыми соцветиями – ред.)? Потому что моль не трогает их. На Крещатике около 6 деревьев такого вида — они сохраняют зелень весь сезон. А наш, конский каштан, стоящий по соседству, стоит весь объеденный.
— Какая химия используется при химобоработке?
— Используются препараты, которыми обрабатывают деревья против клеща. Эта «химия» в Украине есть, но она не сертифицирована для обработки деревьев от моли. У нас эти препараты сертифицированы только против клеща. И из-за этой бюрократии мы не имеем права ими пользоваться. Сертификация в Украине стоит денег, а их никто не хочет выделять. Препараты есть, и на закрытых территориях мы обрабатывали несколько раз в сезон каштаны — они тогда до осени стоят зелеными. А с парками и насаждениями в центре Киева, увы, ничего поделать не можем.