Экономический кризис и война на Востоке отбросили гастрольный рынок Украины далеко назад — в 90-е. Такую оценку в один голос дают эксперты. Что сейчас происходит в сфере развлечений в нашей стране, когда к нам снова с концертами зачастят мировые звезды и без опаски поедут артисты, ГолосUA рассказала известный украинский эксперт в области театра, шоу-бизнеса и гастрольного рынка, директор PR-компании «Дель Арте» Ольга Стельмашевская.
— Ольга, чем сейчас наполнена культурная жизнь Киева?
— Сейчас наступило время малых проектов и малых форм. Для небольших, камерных аудиторий. Это нормально, поскольку так было во все времена, во все войны и во многих странах, прошедших через революции и другие трагические катаклизмы. Даже в начале ХХ века. Об этом писал еще Михаил Булгаков, описывая Киев начала века: в городе война, меняется власть по «сто раз», происходят трагические события, а на улице Николаевской (ныне Городецкого) множество разных развлекательных заведений. Вечерами улица заполнена красиво одетыми женщинами, стоящими в ряд машинам и т. д. История идет по кругу. Так же было и в Питере, когда прогремел всем известный выстрел Авроры. В это время театры были переполнены, шли прекрасные спектакли. Ставили классику, и там была публика. История повторяется по кругу.
— По всей видимости, пробил час наших артистов, поскольку приезжих гастролирующих звезд в Украине практически не осталось?
— Безусловно. Пришло время украинских артистов – неизвестных, андерграундных рок-групп, сольных исполнителей, пробиваются к коммерческой публике классические певцы, пианисты, скрипачи, оркестры. Сейчас есть возможность себя проявить, грызть землю зубами, находить продюсера и команду и выходить на большую сцену. У кого-то получится, у кого-то нет, кто-то за этот период безвременья уйдет с орбиты совсем. Возможно, уйдут в никуда какие-то известные артисты, не будем сейчас называть их имена и фамилии. Но, как известно, свято место пусто не бывает. На их место придут другие артисты. Я оптимистически и даже как-то по «научно-исследовательски» смотрю на этот процесс.
— Между тем, многие фестивали отменяются, а билетные операторы говорят, что плохо раскупаются билеты на мероприятия…
— Совершенно верно. Повторю, что сейчас время малых форматов, много чего интересного происходит. Да, сейчас многие фестивали отменяются. Но я склоняюсь к мысли, что многие вещи отменяются не просто потому, что не продаются билеты, как раньше. Они не продаются еще и по вине организаторов. Сейчас в продюсеры и организаторы мероприятий ринулись люди, которые не очень-то разбираются в этом деле. Появилось много приезжих, они-то и заполняют ниши уехавших крупных промоутеров, которые многие годы «держали» рынок. Сейчас появляются новые компании, что-то они просто «запарывают». Это нормальный «рабочий процесс». Останутся только самые лучшие из них. Фестивали, безусловно, будут. К ним очень большое внимание. Нынче возрос интерес к другим национальным культурам, потому что самоидентифицируется украинская нация. Скоро будем отмечать День города Тбилиси в Киеве – легендарным опенэйром ТБИЛИСОБА на Спивочем поле. «На ура!» на опенэйр-площадках идут фестивали, входной билет на которые людям доступен по цене. Это разные платформы, Спивоче поле, фестивали цветов, вообще что-то оригинальное во двориках, дворах, на крышах и чердаках. Это некая защитная реакция организма — уйти от телевизора, несущего ложь, злость, примитивизм, как можно дальше. Эти фестивали, насколько я знаю, продаются неплохо.
— То есть, гастрольная афиша заполняется иным форматом?
— Разумеется. Сейчас происходит переоценка форматов. Вообще переосмысление рынка, пересмотр жанров, вкусов публики. Все придет в норму. Это стандартный эволюционный процесс после определенных потрясений. Очень важно понять, что выживет сильнейший. Приведу пример талантливого украинского исполнителя. По сути, он самоучка, самородок. Это один из победителей талант-шоу в украинской версии всемирно известного мюзикла «Нотр дам де Пари» — ALEXEI. Сейчас висят афиши в Киеве с анонсом его концерта с симфоническим оркестром. Да, есть у нас молодые талантливые артисты, для которых сейчас открыты все двери. Тут уже поможет удача — как человек найдет себе продюсера, какой подберет репертуар, как правильно выстроит пиар-кампанию. Это все немаловажно. Сейчас у всех талантов есть шанс.
— Как обстоят дела у нас с большими фестивалями разных жанров?
— Конечно, нам не хватает большого, крупного театрального фестиваля, а также других фестивалей разных жанров. Но и это придет. Я не склонна пессимистично смотреть на эти вещи, хотя на первый взгляд ситуация аховая. Например, прошел на днях в Украине Национальный конкурс «Мисс Украина». Хотя все кричат, что не время, однако был аншлаг, билеты все распроданы. Я бы приравняла такие мероприятия к фестивалям Open Air.
— Почему конкурс красоты стал у нас настолько популярен?
— Люди хотят отвлечься. Они понимают, что вот выберут самую красивую девушку Украины и она поедет в Китай в декабре представлять нашу страну. Раз она туда поедет, значит, об Украине будут говорить в положительном контексте. На нас обратят внимание в мирном контексте. Это очень важно. Это – дипломатия, культурная дипломатия. И опять-таки простой зритель это на подсознательном уровне понимает. Он же не участвует в выборах, так сказать, поэтому идет и смотрит то, что интересно, то, что перспективно. А красота – это всегда перспектива, там точно нет никакой политики.
Противоположный пример. В Молодом театре — аншлаги на глубокий, тяжелый, не развлекательный спектакль с Ирмой Витовской. Таких примеров в театрах Украины – огромное количество. Там аншлаги! Там новая, думающая, европейская публика. А судить об успехе или провале или отмене проектов нужно по совокупности многих факторов: организация, неправильная подача, слишком сжатые сроки для рекламы и PR, может быть выбран не тот жанр, не та пьеса, не тот артист, не та площадка, даже не тот день! Сейчас у нас работают «законы джунглей», но рано или поздно все выровняется. Я знаю, те артисты, которые не сидят и страдают по разным поводам, а именно работают, им улыбнется рано или поздно удача. А на место тех артистов, которые исчезли с афиш по разным причинам (идеологическим, политическим или по причине усталости, как Верка Сердючка), придет кто-то другой.
— Как вы думаете, Верка Сердючка вернется из-за рубежа?
— Думаю, Андрей Данилко вернется из Германии. У артиста, как любого смертного, может быть депрессия. Андрей — человек очень тонкой душевной организации, а это признак талантливого человека. Он переживает за себя, за артистов по цеху, за тех, которых травят, за тех, которых не травят, но они не появляются на рынке. Публика во всем разберется, время все расставит на свои места. Скажу, что билетные операторы апеллируют пустыми цифрами, а мы смотрим на все глобально, с точки зрения анализа, перспектив, тенденций. Я, например, уверена, что наступит расцвет и у нас будет просто бум на очень многие вещи. Как всегда и везде, происходит ротация людей, ротация политиков, так же происходит и ротация вкусов, ротация пристрастий публики, ротация артистов, ротация жанров, ротация продюсеров и даже ротация площадок. Все это имеет место быть. Мы переживем и это время, потом будем вспоминать даже с удивлением.
— Как вы оцениваете нынешнюю ситуацию в гастрольном бизнесе?
— У нас, как представителей пиар-деятельности, такое ощущение сложилось, что мы вернулись в 90-е годы. Мы вынуждены работать с людьми, которые реально ничего не умеют. Они начинают с нуля, как будто не было этих лет, не было Мадонны, Дженнифер Лопес, Элтона Джона, Стинга, Бритни Спирс, Депеш Мод. Это, к сожалению, издержки революционной ситуации. Революция всегда отбрасывает развитие далеко назад. Какие бы ни были благие цели, всегда потом идет серьезный спад и откат назад. Особенно в культуре и искусстве, а тем паче, — в массовой культуре.
— Как вы считаете, почему такие западные звезды, как Aerosmith или Depeche Mode, отказались ехать в Украину из-за войны?
— Очень многие страны живут по строго бюрократическим законам. Они — законопослушные граждане. Они могут говорить сколько и что угодно. За музыкантами – возьмем конкретно Aerosmith — стоит огромная масса людей – техников, административных служб и т. д. За их жизнь отвечает, в том числе и звезда. Надо помнить, что это огромные концерты, огромное скопление людей. У них годами выработаны правила соблюдения безопасности людей: как зрителей, так и всего обслуживающего персонала. Они обязаны избегать таких ситуаций, понимая, что может произойти, что могут быть провокации и т. д. С другой стороны, это опять же работа Министерства культуры, в том числе Минсоцполитики, — это работа и наших дипломатов, которые мало внимания уделяют правильной и продуманной пропаганде положительного имиджа нашей страны — мирного — прежде всего хотя бы в столичной, западной и центральной его части.
— Это серьезное упущение в работе нашего культурного ведомства…
— Нужно все время говорить и даже кричать о том, что к нам можно ездить. У нас безопасно, здесь не ходят медведи по улицам, нет людей с рогами, у нас не едят никого на улицах. Этим надо заниматься на высочайшем уровне. Я об этом говорю все время. Например, надо сконцентрировать силы и отправить Театр Ивана Франко в ту же Америку за счет государства и показать, какие мы. Можно отправить за границу какую-то молодую рок-группу, камерные, большие симфонические оркестры, малые экспериментальные театральные формы с новейшей украинской драматургией, авангардные музыкальные коллективы: разные, а не только Даху Браху… Но мы же этим не занимаемся. Мы оперируем какими-то голыми фактами, но совершенно не смотрим, почему это происходит. Любая ситуация имеет своими корнями давние, несделанные вещи, какие-то нерешенные проблемы. Ты не сделал урок и через месяц-два-три, 10 лет этот пробел обязательно «проявит» себя. Точно такая же ситуация с гастролями. Чтобы ехали к нам, мы должны себя показывать миру посредством искусства и культуры. Никогда в Украине об этом не думали и до сих пор не думают.
— Наших артистов почти не знают за рубежом?
— Увы, за границей не знают о нас ничего. Знаю, что Национальный академический симфонический оркестр Украины Владимира Сиренко как ездил, так и ездит на гастроли за рубеж. Но они-то сами себе все организовывают через свои давние связи и благодаря менеджерскому таланту Горностая. Или Театр имени Леси Украинки, который вот успешно завершил гастроли в Лондоне. Тоже: сами-сами-сами… Та же Даха Браха, потому как у них есть Троицкий. Денис Матвиенко, потому как он и его команда люди очень европейского формата – для них не существует границ. А вот балеты Раду Поклитару – надо финансировать и везти репрезентовать Украину. Еще раз подчеркиваю, не этникой, не шароварами, не «українською патріотичною піснею», Гринджолами и им подобными, а ультрасовременными коллективами — как классическими, так и авангардними, создающими свое искусство на понятном миру актуальном языке и актуальном менеджерском подходе.
Уверена, показать Украину миру посредством искусства и культуры — это первостепенная задача всех гуманитарных фондов, это первостепенная задача жены Президента. Этим они должны заниматься ежедневно. Аккумулировать все средства и постоянно отправлять послами наших артистов всех жанров. Только такая политика, хотя и очень медленно, может дать позитивный результат. Работать над этим, повторяю, нужно годами, а у нас никто никогда на культуру не обращал внимания и не придавал ей должного значения, в отличие от товарищей из страны-агрессора. Мы сами себя делаем аграрной, сельской державой с большими гуманитарными проблемами. Все зависит в первую очередь от человеческого фактора. Это должна быть тотальная политика государства, в том числе информационная — на крупных телеканалах.