Телевидение часто сравнивают с «оружием массового поражения». Бесспорно, влияние «ящика» на формировании общественного мнения и культурного просвещения нации нельзя недооценивать. Ни для кого не секрет, что в Украине острейший дефицит высококачественного культурного медиаконтента. И с этим надо что-то делать. Cвоим видением ситуации на украинском телевидении и рецептами цивилизованного оздоровления медиапространства с ГолосUA поделилась известный критик, директор PR-компании «Дель Арте» Ольга Стельмашевская.
— Ольга, какую пользу несет зрителю «зачистка» телеканалов?
— Не могу сказать, что такие запрещенные российские каналы, как Шансон-ТВ, Мир сериала, Кухня ТВ или Сарафан, представляли какую-то ценность. Извините, но за что можно запрещать канал «Совершенно секретно», который оппозиционно настроен, но там где-то в какой-то передаче кого-то упомянули? Это полный абсурд. Считаю, что все это — имитация бурной деятельности Национального совета по вопросам телевидения и радиовещания. Все здесь в большой степени неправильно с точки зрения стратегии. Культурное ведомство должно заниматься совершенно другими вопросами. Оно должно поддерживать или инициировать наши отечественные каналы, которые занимались бы пропагандой Украины в мире, да и в самой стране, где нужно очень серьезно воспитывать граждан в духе патриотизма, но только не «лобовыми» методами. Уверена, если вы что-то запрещаете, обязательно что-то разрешите.
— Может быть, запретить телевизор вообще?
— Да, давайте просто выключим «ящик» и все. Освободим комнату от телевизора, пользы будет больше. Запретим телевизор, как предмет мебели и как предмет культа. Тогда у нас настанет расцвет. Все встанут с диванов, выбросят эти телевизоры на свалку, закончится этот кошмар, начнут читать хорошие книги, начнут выбирать правильное правительство, начнут выбирать правильных президентов, правильно думать и очень быстро «подолають» то, что мы сейчас не можем «подолати». Разумеется, то, что я говорю, полнейшая утопия, но это приблизительно то, что делает Нацсовет своими запретами. Это просто театр абсурда. Сейчас нацсоветы у нас с одной стороны, а люди – с другой стороны. Людей и так уже загнали в огороды, в самогоноварение…
— Как актеры могут угрожать нацбезопасности страны?
— Я считаю, что нацбезопасности Украины угрожают те люди, которые засели во всех этих странных комиссиях. Они с телевизора говорят вроде бы правильные слова, расхожие лозунги, но на самом деле они наносят не меньший вред — так же, как и Министерство культуры – чем то, что, по их мнению, идет со всех этих каналов. Еще раз повторю, что любое запрещение такого рода – особенно если запрещается «Совершенно секретно» или такой прекрасный канал, как «Время: далекое и близкое», который показывает старые программы 20-25-летней давности, — это нелогично. Это нельзя вычеркивать. Либо уже надо, как при Сталине или при Гитлере, взять и запретить все. Взять эту несчастную «Иронию судьбы», вырезать «куски» с Талызиной, чтобы оставить все остальное. Но не надо забывать, что режиссер «Иронии…» Рязанов до последнего был с Украиной! Что это за бред? Это борьба не то что с ветряными мельницами, это еще большее зло, потому что это показывает скудоумие и полную необразованность тех людей, которые этим занимаются. Еще раз повторю: если вы что-то запрещаете, вы должны что-то разрешить. А если вы не можете разрешить, то выискивайте наши отечественные каналы, из регионов, где много прекрасных местных региональных каналов, выдвигайте их на всеукраинский уровень.
— Наверное, нам не помешало бы перенимать европейский опыт?
— Говоря об общекультурных ценностях, хочу напомнить, что в каждой европейской стране, в каждом маленьком европейском городе есть муниципальный оркестр, есть муниципальный канал, который очень много времени уделяет культуре. Надо у них учиться. А наши люди сами разберутся, что им нужно. То, что мы запрещаем на таком уровне и выкидываем какие-то каналы из кабельных сетей, еще не значит, что люди не будут их смотреть. Домохозяйки 45+ сидят дома, они включат Интернет, подключат свою плазму к нему и, образно говоря, будут смотреть на Кобзона и Валерию с утра до ночи. Для того чтобы они это не смотрели, предложите им местную альтернативу, она может быть любая.
— Какие наши каналы вы считаете достойными для продвижения на более высокий уровень?
— Почему крымскотатарский телеканал АТR, который закрыли в Крыму оккупационные власти, не вывести у нас на другой, более высокий уровень? Дайте ему финансовую поддержку. Канал АТR, во-первых, показывает прекрасные фильмы. Кроме того, у них очень много турецких и «восточно-экзотических» сериалов, для нашей пресловутой целевой аудитории — женщины без образования 45+. Так дайте этой ЦА, призвавшей, между прочим, на нашу землю и зеленых человечков и ДНР и прочую нечисть — адекватный их мозгам продукт, но четко отфильтрованный тем же Нацсоветом. Пусть жуют свою «жвачку», но с мирными целями и мыслями! Во-вторых, у них «другие» новости: в них много про Крым (на наших каналах крайне мало!) Представители татарской элиты, Джемилев, Чубаров постоянно взывают к властям, что канал надо поддерживать на государственном уровне. Соберите деньги с кабельных операторов, у которых существует своя финансовая система, аккумулируйте эти средства, пусть небольшие, но запустите разные недорогие, но качественные европейские каналы и АТR. Хотя бы на таком уровне поддержите крымских татар! Этот канал переехал в Украину, он здесь. Дайте ему поддержку, развитие, разбейтесь в лепешку, но придумайте систему какого-то финансирования этого канала. Дайте АТR классную частоту! Дайте возможность на этом канале работать украинцам, дайте крымским татарам возможность работать на наших каналах.
— Этим должно заниматься в первую очередь культурное ведомство…
— Мы – не Прибалтика и не Франция. Эти страны также проходили через запреты и ограничения. Но они параллельно делали титанические усилия для других инициатив. Когда я привожу пример канала АТR – это не требует титанических усилий и миллиардных затрат. Это деньги, которые кто-то кладет себе в карман за бесконечный «ахалай-махалай» на ТРК «Киев», например или на канале «Глас». Благодаря же действиям, а на самом деле, — бездействию Нацсовета — мы уподобляемся агрессору. При этом мы прикрываемся какими-то высокими псевдопатриотичными фразами и лозунгами. На самом деле – это двойные стандарты. Это цинизм. Хорошо продуманная тактика – держать население на игле примитива, «ржача», кровавых мальчиков и девочек в новостях, нескончяемых ужасов про грипп, Верховну Раду, убийц на дорогах, полицию, воров в судах и ЖЭКах…