О. Устенко: «Без повышения цен на газ и открытия рынка земли, МВФ приостановит сотрудничество с Украиной»

Украинская экономика восстанавливается, но  курс гривны колеблется в узком коридоре. На этом фоне все яснее слышна предвыборная риторика украинских властей. А с ней, — и нежелание выполнять непопулярные или же невыгодные для отдельных групп обязательства перед МВФ и другими международными кредиторами. ГолосUA решил разобраться, приостановит ли Международный валютный фонд сотрудничество с Украиной и расспросил об этом  исполнительного директора Международного фонда Блейзера Олега Устенко.

Будет ли расти украинская экономика в 2018 году?

— Однозначно будет. Весь вопрос в темпах экономического роста. На мой взгляд, рост на уроне 3% вполне реалистичен. Он может быть подкреплен неплохой конъюнктурой на внешний рынках, по всей нашей группе экспортных товаров: металлу, зерну и химии. Только на этой основе может быть экономический рост на уровне 3%. Одновременно рост может быть подкреплен и  инвестициями в нашу страну. Благодаря им экономика вырастет на незначительный процент. Для того чтобы его значительно увеличить необходим большой поток инвестиций. Если его в 2018 году не будет, а объем инвестиций будет таким же, как и в текущем – около 2 миллиардов долларов, то украинская экономика вырастет незначительно. После того, как украинская экономика упала больше чем на 15% в 2014-2015 году, для того чтобы вернуться на уровень 2013 года, она должна показывать гораздо более высокие темпы экономического роста.

Насколько «более высокие»?

— Учитывая огромную неэффективность, которая есть в украинской экономике, и  крайне недружелюбную бизнес-среду по отношению к предпринимателям и инвесторам, высокий уровень теневого сектора экономики, считаю, что Украина в случае проведения реальных структурных реформ, в состоянии показать экономический рост порядка 7%. Как минимум 5 % и выше.

Ждет ли Украину дефолт, если она откажется от сотрудничества с МВФ?

— Не верю в то, что мы откажемся от сотрудничества. Правильнее было бы использовать термин, что мы будет находиться не в активной стадии сотрудничества. Не верю, что программа сотрудничества с фондом будет закрыта. Шансы на это крайне незначительные, а то что мы не получим денег – означает, что мы будем находиться в не активной стадии сотрудничества, на временной паузе. Я вижу риски, но не думаю, что в 2018 году они приведут к дефолту. Более серьезные проблемы будут в конце 2018 в начале 2019 года, когда резко возрастут долговые выплаты. Тогда у украинского правительства возникнут серьезные проблемы. Все же думаю, что вероятность дефолта в 2018 году крайне низкая, но как я уже говорил, к 2019 году она увеличивается.

За счет чего мы будет погашать выплаты и как это скажется на курсе гривны?

— Из золотовалютных резервов. Национальная валюта у нас и так не стабильна. На следующий год правительство заложило ее девальвацию до 30 гривен. Она и так должна девальвировать. По прогнозу Кабмина нацвалюта должна девальвировать больше чем на 15%. У правительства и Нацбанка есть все возможности удерживать гривну на уровне 30 гривен. Другой вопрос, что многое в Украине решается не с экономической точки зрения, а из политической целесообразности. Из-за того, что политическая турбулентность будет увеличиваться, Нацбанк пойдет на уменьшение золотовалютных резервов.

Поменяет ли МВФ сценарий сотрудничества с нашей страной?

— Украина многое пообещала МВФ, в частности, принять пенсионную реформу, открыть рынок земли и повысить тарифы на газ. Президент, премьер и глава Нацбанка знали, на что идут. Международный валютный фонд воспринимает все обещания как реальные, которые страна будет делать.  Мне кажется, что все обещания Украины будут выполнены. Если страна захочет оставаться в программе МВФ, то у нее нет другого выхода. Пока МВФ приостановит сотрудничество с Украиной, а в дальнейшем все будет зависеть от действий украинского правительства.

Читайте также по теме