О. Устенко: «Болезненные для политической элиты Украины реформы могут быть приостановлены»

После успешного размещения еврооблигаций Украина уже не столь остро нуждается в  деньгах МВФ, как раньше  Поэтому наши  власти могут и повременить с выполнением взятых на себя перед фондом обязательств. В связи с этим у экспертов возникли опасения, что в верхах «притормозят» свой реформаторский пыл как минимум до завершения выборов в 2019 году. Риски замедления реформ могут стать следствием отсутствия острой необходимости в деньгах.  О перспективах сотрудничества Украины  с  Международным валютным фондом и необходимости продолжать борьбу с коррупцией в  стране корреспонденту ГолосUA рассказал исполнительный директор Международного Фонда Блейзера Олег Устенко.

— Олег Леонидович, существует ли риск отказа Международного валютного фонда от сотрудничества с Украиной?

—  Если не будет подвижек в борьбе с коррупцией и не будут выполняться взятые на себя Украиной обязательства, согласно Меморандуму с МВФ, то мы, как минимум, потеряем возможность  продолжать сотрудничество с Фондом. Международное рейтинговое агентство Fitch Ratings, как и многие другие, опасаются этого. Между тем, этот выход, который сделала Украина на международные рынки заимствования капитала (размещение украинских евробондов на 3 миллиарда долларов. – Ред.), убрал необходимость в срочном поиске денег. Это воспринимается  серьезной проблемой сразу всеми. А если нет необходимости немедленного поиска денег, то есть предположение, что, скорее всего, часть реформ, которые могут быть болезненными для политической элиты, могут быть просто временно  приостановлены.

— Как вы считаете, Украине необходимо продолжать сотрудничество с  МВФ?

— Я  считаю, что для  Украины крайне необходимо продолжать сотрудничество с  Международным валютным фондом.  И это не столько вопрос денег, как гарантия того, что Украина будет пытаться двигаться по пути проведения структурных реформ, которые нужно для того чтобы поставить страну на путь устойчивого экономического развития. Это четко видно из заявления самого Международного валютного фонда. Также Fitch Ratings заявило о том, что  Украина должна продолжать работу по антикоррупционному законодательству. Плюс они  говорят о  необходимости введения  Антикоррупционного суда. Это именно те  обязательства, которые брала на себя Украина. Коррупция, как одна из важнейших проблем, которая не дает развиваться украинской  экономике, должна быть снижена в соответствии с теми обязательствами, которые брала на себя Украина в Меморандуме о сотрудничестве с  Международным валютным фондом.  Параллельно речь  идет о целом ряде вопросов, которые, с одной стороны, являются производными борьбы с коррупцией, но, с другой  стороны, они сами порождают эту коррупцию.  В итоге  у нас наблюдается низкий уровень конкуренции в  экономике и высокий уровень монополизации  в экономике —  например, наличие монополий «Укрзализныци»,  НАК «Нафтогаз». В стране наблюдается  практически отсутствие нормального  рынка – речь идет о снижении  административного давления для ведения  бизнеса. Параллельно речь  идет о  пенсионной реформе, о земельной  реформе, но  это  именно  «параллельно». Более важно другое — во главу угла всегда ставится борьба с  коррупцией. Заявления Белого дома  после встречи Порошенко и Трампом  тоже говорят об этом. На любых встречах, которые проходят, постоянно звучит вопрос о коррупции в Украине.

— Мнения экспертов и политиков по поводу размещения Украиной евробондовна три миллиарда долларов разделились…

— Безусловно. По поводу размещения евробондов украинское экспертное сообщество и политики немедленно разделилось на два лагеря – «за» и «против». Мир не черно-белый, нельзя все делить на «победу» и «измену», как это повелось в Украине в последние годы. Экономика — не исключение, она также многогранна и неоднородна. Причем то, кто ближе к власти, совершенно естественно увидели массу знаков «победы», а то, кто тяготеет к оппозиции, видят в этом все признаки «измены».

— Некоторые эксперты уверяют, что европейские бонды не следовало размещать?

— Да,  и это первое заблуждение — миф о том, что европейские бонды вообще не стоило размещать, а если уж разместили, не стоило это событие так активно пиарить. Подчеркну, что на самом  деле  это совершенно ординарный шаг. Само по себе событие размещения украинских европейских долговых расписок (так называемых еврооблигаций) — очень важное событие. Украина вернулась на рынок частного внешнего финансирования после того, когда в 2015 году провела реструктуризацию своих европейских бондов и «громко захлопнула двери» этого рынка для себя на несколько лет. Тогда держатели украинских долговых расписок были «задобрены» 3,6 миллиарда долларов дополнительных обязательств, выплаты по которым «привязали» к экономическому росту страны на 20 лет, начиная с 2021 года. Урезали объем обязательства на 3 миллиарда долларов. Добавили от 1% до 2% к уже имеющейся доходности. И все равно напугали. Никто и слушать бы не стал, если бы было предложено купить наши новые долговые расписки после таких «казусов». Можно сделать вывод,  что это событие значимое и игнорировать его нельзя. Блокада прорвана.

— Размещение евробондов ничем не грозит  отечественному бизнесу?

— Напротив, это второй миф о  том, что для бизнеса размещение европейских бондов не будет иметь никаких последствий. Напротив, последствия будут. Сейчас Минфин, как ледокол, расчистил фарватер для частного бизнеса. Сейчас тот, кто находится в неплохой форме, начнет выходить на внешние рынки заимствования. В том числе, и на ІРО.

Бизнес получил возможность для нового глотка воздуха. Разумеется, он не сможет дышать полной грудью.  Для нормального дыхания нужно изменить среду обитания — улучшить, причем кардинально, бизнес-климат в стране. А это уже совершенно другая история — неоконченная история структурных реформ, которым так сильно противится часть элит.

— Украина планирует в дальнейшем вновь выходить на рынок внешних частных заимствований?

— Хочу развеять еще один миф о  том, что Украина протестировала рынок внешних частных заимствований и на этом успокоится, продолжая свое обычное сотрудничество с международными финансовыми институциями, включая МВФ. Нет, Минфин на этом вряд ли успокоится. Он уже «почувствовал» запах, ибо подписка (объем заявок на покупку) была в несколько раз больше чем то, что планировалось продать.  С высоким уровнем вероятности можно утверждать, что либо в конце этого года, либо в начале следующего будет предпринята еще одна попытка выйти на рынок. Причем новый объем размещения наших долгов будет находиться где-то посредине неудовлетворенного спроса рисковых инвесторов.

Учитывая, что превышение спроса было на 6 млрд долларов, можно предположить, что новая порция будет снова равна 3 миллиардам долларов.  Больше – страшно, меньше — обидно. Именно так бы поступила большая часть частного бизнеса. Денег мало не бывает, надо брать, пока дают. Но Украина — это не частный бизнес. У страны долгов и без того достаточно много — более 80% ВВП. При этом стоимость обслуживания этого долга —  «космическая».

— Какова стоимость обслуживания внешнего долга Украины?

— В проекте бюджета на 2018 год предусматривается почти 6% ВВП только на выплату процентов по уже имеющимся  долгам. Это больше, чем расходы на весь оборонный комплекс и на безопасность страны. Однако при таком раскладе идти на дополнительные заимствования иногда можно. Надо отметить, что  Минфин занимается обычным финансовым инжинирингом, то есть, одни долги пытаются заместить другими. При этом сроки выплат стараются переместить, насколько можно дальше – «за горизонт». «Горизонт» — это 2019 год. Именно тогда, когда страна, если сегодняшний статус-кво будет сохранен,  войдет в новый пик политического цикла.  Подчеркну,  что реально опасной является наша безответственность. Мы согласны «перевесить» наши долги на наших детей. «Через 15 лет пусть они разбираются». Это хорошая логика только в привязке к тем, кто тебе не дорог. Но, надеюсь, что это не относится к нашим детям. Ранее Украина очень нуждалась в деньгах МВФ. Собиралась выполнять взятые на себя обязательства и выполнять предложенные ей же самой условия. Теперь не уверен, что будет. Риски замедления реформ могут стать следствием отсутствия острой необходимости в деньгах. Это мы уже проходили.

— На ваш  взгляд,  может ли Киев получить очередной транш  от МВФ  в  ближайшее время?

—  Думаю, после заявления, которые сделал Дэвид Липтон — второй  человек  в руководстве  Международного  валютного фонда, находясь в  Киеве и потом в Вашингтоне, была большая вероятность Киеву получить этот  кредит.  В том случае, если, как минимум, будет принята  пенсионная реформа и также будет серьезная подвижка  по организации Антикоррупционного суда.  Вместе  с  тем похоже, что ситуация могла измениться после размещения  этих европейских бондов. Ныне Украина, к огромному сожалению, менее желает делать  «подвижку» и  по  одному, и  по другому направлению. Шанс получить транш есть, но он значительно уменьшился  после  размещения  Украиной евробондов. Мне кажется, что, судя по  тому, как ведет себя Верховная Рада, не принимая  законов по пенсионной  реформе, когда нет больших подвижек по  направлению организации Антикоррупционного суда, я не ожидаю получения кредита от МВФ в ближайшие месяцы. 

Читайте также по теме